«Немецкая волна» (Германия). О необходимости появления метро в Алматы заговорили еще 31 год назад. В конце 1979 года приехавший в Казахстан вручать республике третий орден Ленина за очередной собранный миллиард пудов хлеба генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев объявил, что на заседании Политбюро решено начать в Алматы строительство метрополитена. Были тому и объективные причины, в тот момент прежняя столица РК вплотную приблизилась к миллионному рубежу по числу жителей. Согласно проведенной Всесоюзной переписи населения от 17 января 1979 года, в самом большом городе Казахстана проживало 813 тысяч человек. Предполагалось, что в течение предстоящих 10 лет, когда Алматы перешагнет миллионный рубеж, она уже получит первую ветку метрополитена.
Однако дальнейшая история распорядилась по-своему. Уже спустя 2 года после окончательно принятого решения о строительстве второго в Центральной Азии метрополитена (первый построен в Ташкенте) 19 декабря 1981 года (непосредственно в день рождения Леонида Брежнева) власти Казахской ССР объявили - в Алматы родился миллионный житель. Столь бурный демографический всплеск, позволивший за короткий срок добрать необходимое до заветного миллиона число жителей, объясняется просто. В середине 1980 года, когда весь Советский Союз пристально следил за спортивными баталиями на Олимпиаде в Москве, Совет министров РК принял волевое решение - присоединить к Алматы ряд населенных пунктов, расположенных рядом со столицей. Впрочем, данный неординарный шаг результата не дал. После смерти Брежнева при его преемниках начало строительства метрополитена было отложено на неопределенный срок.
И все же метро в Алматы строить начали. В 1988 году Нурсултан Назарбаев, будучи еще председателем Совета министров Казахской ССР, подписывает пакет документов, после чего в столице РК разворачивается бурное строительство подземки. Но активность метростроевцев была недолгой. Уже к концу 1991-го вместе с развалом СССР фактически прекращается и строительство метрополитена. То есть метро официально строят, а неофициально все находится в замороженном состоянии.
Такая ситуация наблюдалась до 2005 года, пока правительство уже независимого Казахстана не выделило первый за долгие годы транш на продолжение строительства метрополитена в Алматы в размере почти 30 миллионов евро. С того момента крупные вливания в алматинское метро не прекращались и к началу 2009 года в общей сложности достигли почти 1 миллиарда евро. Одновременно с самых высоких трибун обещано, что к концу 2009-го жители и гости финансово-экономической столицы РК смогут проехать по первой линии алматинского метрополитена из семи станций.
Аким Алматы Ахметжан Есимов явно доволен результатом пробного запуска метрополитена: «Столько денег вложили, его надо было завершать!». Другое дело, что и в 2010 году жители южной столицы Казахстана так и не смогут воспользоваться метро. Согласно новым планам, завершение строительства алматинского метро в очередной раз перенесено. На этот раз на 2011 год.