«Немецкая волна» (Германия). Религиозное сознание таджикистанцев далеко не такое, каким было 20 лет назад, говорят немецкие эксперты. Тогда часть населения по инерции продолжала верить в идеалы советского строя. Сегодня население в поисках веры все больше обращается к исламу, отметили эксперты из Германии. Аналитики рассказали о том, как в Европе оценивают вопросы возрождения ислама в Таджикистане. «Здесь существуют большие экономические проблемы - бедность, неграмотность населения, нехватка рабочих мест. В этих условиях люди ищут себе какое-то благо и находят его в исламе», - заметил профессор кафедры Центральной Азии университета имени Гумбольдта в Берлине Луц Жехак.
Власти страны за годы независимости пытались найти идеи, которые сплотили бы нацию. «Была предложена идея великого прошлого в эпоху саманидов. Но они жили в XX столетии, а на дворе XXI век. Идея саманидов, конечно, сплачивает население, но не дает ответы на вопросы сегодняшнего дня, и поэтому народ обращается в религию. Я это наблюдаю, бывая в Таджикистане», - говорит он.
Ученый вспоминает и попытку сплочения нации под идеей арийской цивилизации. Но, по мнению эксперта, она была непонятна не только жителям многонационального Таджикистана, но и соседям. «Арийская идея выделяла таджиков из общей массы народов Центральной Азии. В регионе к ней отнеслись с настороженностью, так же, как и в Европе, где слово «арийцы» вызывает ассоциации с событиями 1930-1940-х годов. Может, поэтому в Душанбе так быстро о ней постарались забыть», - говорит Луц Жехак.
Но и ислам не может быть национальной идеей, так как религия не признает этнических групп и государств, считает профессор. «Как тут ни вспомнить слова основателя партии исламского возрождения Таджикистана Саида Абдулло Нури. Когда его спросили: кем он себя в первую очередь считает - таджиком или мусульманином, Нури ответил, что в первую очередь он таджик, а уже затем мусульманин. Он ведь подчеркнул свою национальную идентичность», - говорит он.
По мнению немецких экспертов, властям в Таджикистане сейчас важно найти золотую середину в диалоге с религией. Тут нужны шаги, которые можно было бы классифицировать как терпимость к религиозным чувствам при сохранении светских устоев страны. Опыт ряда государств показывает, что любой радикализм вызывает ответную реакцию. «Сильная секуляризация, как это было однажды в Афганистане, может привести к религиозному радикализму. Если кто-то хочет проявить свои религиозные чувства в одежде, в этом нет ничего плохого. Но при этом религиозный радикализм светское государство должно пресекать», - считает профессор Университета в Эрлангене и Нюрнберге, исламовед Матиас Роэ.
По его представлениям, Таджикистан далек от радикального ислама. «Если говорить об исламизации как об обращении людей к религии, в этом нет ничего плохого. Этот процесс сегодня как раз и наблюдается в Таджикистане. Тут я не вижу радикализма», - полагает Роэ.