18:09
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97
Большой тираж

Россия не стала отправлять в Кыргызстан своих миротворцев. Но еще может пожалеть и передумать, считает

Newsweek (США). Глава российского Генштаба Николай Макаров, как уверяет источник в Минобороны, выступал за отправку российских военных в Кыргызстан. В первый раз глава кыргызского временного правительства Роза Отунбаева попросила об этом 12 июня, на второй день столкновений на юге страны. 13 июня она позвонила президенту Дмитрию Медведеву и повторила просьбу. Однако, едва начав планировать операцию, Генштаб обнаружил, что посылать в КР некого. По оценкам Совбеза, для разведения конфликтующих сторон нужна была как минимум развернутая мотострелковая бригада. А таких частей в постоянной готовности в России нет.

Все профессиональные миротворческие части задействованы по всему миру. Резерва, признается собеседник в Минобороны, фактически нет: «Можно было как всегда отправить псковичей. Но и у них есть трудности и с комплектностью, и с офицерским составом». То есть быстро, в течение нескольких суток послать их не получилось бы.

Раньше Россия еще никогда не уходила от возможности ввести свои войска в зону конфликта на территории СНГ. Гражданских войн на постсоветском пространстве не было уже 13 лет. А почти все предыдущие не обходились без вмешательства России. В Таджикистане и Приднестровье российские военные оказались в силу исторических причин - там были размещены советские части. В Южную Осетию и Абхазию были введены российские миротворцы - президент Эдуард Шеварднадзе уступил давлению Москвы. Единственной постсоветской горячей точкой, до которой российские военные не добрались, стал Нагорный Карабах. Кремль тогда пытался продавить президента Азербайджана Гейдара Алиева, но тот наотрез отказался от российских миротворцев.

Столкновения на юге Кыргызстана начались как раз в тот момент, когда в Ташкенте проходил саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Правда, по словам собеседника Newsweek в Кремле, оперативно среагировать лидеры ШОС и не могли. Саммит - это протокольное мероприятие, без экспертной проработки и предварительных консультаций решения не принимаются. Но буквально на следующий день президент Узбекистана Ислам Каримов стал проявлять большую активность. Как рассказывает кремлевский источник, его представители начали энергично продвигать идею создания гуманитарного коридора силами узбекских миротворцев на территории КР с заходом вглубь на 30-40 км. «В Кремле это сразу восприняли как реальную угрозу», - рассказывает собеседник Newsweek.

К тому же, как говорит чиновник временного правительства Кыргызстана, попросивший не называть его имени, главным требованием Бишкека было «только никакого Узбекистана». Именно поэтому Роза Отунбаева просила не миротворцев под эгидой ОДКБ, а помощи России на двусторонней основе, напоминая про договор о вечной дружбе, подписанный еще президентами Ельциным и Акаевым.

Стоит отметить, что Роза Отунбаева и Ислам Каримов давно не доверяют друг другу. Пять лет назад, после «революции тюльпанов» в Кыргызстане, в Андижанской области Узбекистана начались волнения. Официальный Ташкент возложил ответственность на исламских террористов, но журналисты и правозащитники уверяли, что это было народное восстание - отчасти на жителей Андижана повлиял пример соседней КР. После того, как мятеж был жестоко подавлен, жители города бросились к кыргызской границе. По дороге их продолжали расстреливать, но несколько тысяч человек сумели перейти реку Шахрихансай и оказались в Ошской области.

Власти Узбекистана требовали их выдачи, заявляя, что среди беженцев находятся террористы. Однако власти Кыргызстана, в первую очередь тогдашняя и.о. главы МИДа Роза Отунбаева, заняли другую позицию. Она организовала эвакуацию узбекских беженцев в Европу, где их приняли в качестве политэмигрантов. Этого, уверяют источники Newsweek в кыргызском временном правительстве, Каримов простить Отунбаевой не смог. Кстати, он был единственным из партнеров КР, кто не спешил налаживать контакты с временным правительством.

После апрельской революции Розу Отунбаеву почти сразу признали Москва и Вашингтон. Менее охотно контактировать с новыми бишкекскими властями стал Казахстан. С Исламом Каримовым Отунбаева созвонилась только после резни в Оше. Он сказал, что будет держать границу на замке и не допустит проникновения «узбекских мстителей» на территорию КР. А после того, как Москва отказалась принимать его предложение, он, отмечает источник в Кремле, демонстративно перестал вообще как-либо участвовать в происходящем.

http://www.runewsweek.ru/country/34785/?referer1=rss&referer2=news

Бизнес