«Газета.ру» (Россия). Число россиян, недовольных отменой вступительных экзаменов в вузы и введением единого государственного экзамена (ЕГЭ), за последние три года выросло. Отрицательно к введению ЕГЭ относятся 43 процента респондентов (против 36 процентов в 2007 году), положительно - 34 процента (ранее 40). Таковы данные всероссийского опроса Левада-центра. При этом чаще других замену вступительных экзаменов ЕГЭ поддерживают россияне 18-24 лет, а также лица с высоким потребительским статусом, то есть молодые и богатые. Более консервативных взглядов в этом вопросе придерживаются в основном респонденты 40-54 лет, с высшим образованием и с низким потребительским статусом.
Причем ЕГЭ не нравится россиянам и как форма проверки знаний, и как способ уменьшения коррупции в системе образования. Хотя именно борьбу с взяточничеством при поступлении в вузы власть использовала как один из главных доводов в пользу перехода к Единому госэкзамену.
В результате пока только 12 процентов опрошенных (в 2006 году 18 процентов) полагают, что ЕГЭ лучше оценивает знания, чем обычные экзамены. Противоположного мнения придерживаются 41 процент россиян (29 процентов). 28 процентов опрошенных считают эти две формы контроля знаний в целом равнозначными. При этом, по мнению более четверти россиян (27 процентов), с введением ЕГЭ количество взяток, блата и других злоупотреблений при окончании школы и поступлении в вузы увеличилось. 15 процентов, наоборот, считают, что коррупции в этом вопросе стало меньше; 31 процент полагают, что ничего не изменилось, 28 процентов респондентов затруднились ответить.
Россиянам, привыкшим к формально бесплатному советскому образованию (хотя блат и ряд других искусственных ограничений, например по национальному признаку, процветал в этой сфере и в советские времена), в принципе не нравится платное образование.
Говоря о том, как коммерциализация образования влияет на его качество, 64 процента россиян заявили, что качество снижается, 8 процентов - что повышается, а еще 17 процентов уверены, что никак не влияет.
Споры о достоинствах и недостатках ЕГЭ как способа проверки знаний не утихают. Но не менее важно посмотреть на эффективность Единого госэкзамена в качестве антикоррупционной меры. Если только 15 процентов россиян полагают, что коррупции в образовании после введения ЕГЭ стало меньше, а 58 процентов - что больше или осталось столько же, это вполне объективный вердикт. Потому что в данном случае речь идет не столько о точке зрения, сколько о личном опыте.
Ведь с системой образования на бытовом уровне сталкивается большинство населения страны (если не прямо, то через друзей и знакомых). С момента введения ЕГЭ его сопровождают разного рода скандалы - от «утечки» тестов в свободный доступ до удивительно высоких результатов по некоторым предметам в отдельных регионах. Государству пришлось даже экстренно ограничивать список вузов, куда могут поступать успешно сдавшие ЕГЭ. А количество задерживаемых за взятки (в том числе и при поступлении, хотя есть еще и сдача экзаменов уже студентами) преподавателей и руководителей вузов, судя по сообщениям СМИ, не уменьшается.
Проблема в том, что и ЕГЭ, и еще одна широко разрекламированная антикоррупционная мера государства - обязательные декларации о доходах и имуществе чиновников - пока чистые декорации, не меняющие укоренившейся в обществе и власти коррупционной практики.
Привычка поступать в вуз по блату, вводить теневые поборы для родителей школьников никуда не девается. То же и с чиновниками: режим остается прежним, власть всех уровней исправно зарабатывает на исполнении бесплатных по закону для гражданина полномочий. При этом правдивость деклараций все равно никто не проверит. А если даже проверит, под жернова такой же тотально коррумпированной правоохранительной машины попадут либо случайно заметенные (для показателей) чиновники, либо те, с кем сводят политические счеты.
Иными словами, на примере ЕГЭ предельно наглядно видно, что коррупция в России стала формой отношений внутри общества и государства, а также общества с государством. Россия поражена этой тотальной бытовой коррупцией в ключевых для человека сферах - образовании и здравоохранении. В коррупционные отношения через быт вовлечены десятки миллионов людей. Ни ЕГЭ как способ борьбы с коррупцией, ни декларации доходов чиновников не меняют коррупционного уклада жизни России. И не изменят, пока чиновники всех уровней не будут чувствовать неотвратимость наказания за любые коррупционные преступления, пока высшая власть не даст обществу ясный политический сигнал: государство отныне становится прозрачным. Непрозрачность государства и привычка людей платить за «решение вопросов» (иным способом они не решаются в принципе, а иногда это куда более важные для жизни человека вопросы, чем, например, поступление любимого чада в институт) пока дают очевидный результат: Россия с треском проваливает экзамен по борьбе с коррупцией.
http://www.gazeta.ru/comments/2010/06/02_e_3379251.shtml