12:16
USD 87.45
EUR 99.20
RUB 1.06
Большой тираж

Детей в Центральной Азии продолжают использовать на уборке хлопка, рассказывает

«Немецкая волна» (Германия). Детский труд регулярно используется на хлопковых полях в Центральной Азии. Однако степень его использования и мотивы, приводящие детей на поля, различны. Соответствующие международные организации основное внимание в связи с этой проблемой обращают в первую очередь на Узбекистан, который является одним из мировых лидеров по производству и экспорту хлопка. Различные аспекты проблемы использования детского труда анализирует научный сотрудник Школы Восточных исследований и африканистики Университета Лондона Алишер Ильхамов.

«Как и в прошлые годы, применение принудительного труда, в частности, принудительного труда детей, школьников, учащихся колледжей и университетов, сохраняет массовый характер, - говорит эксперт. - Во всех хлопкосеющих областях - а это почти все области в Узбекистане - почти не делается исключений для школьников, студентов колледжей и университетов. По статистике в Узбекистане насчитывается более 3 миллионов учащихся школ в промежутке от пятого до девятого класса. Если вычесть из этого числа тех, кто обучается в крупных городах или районах, которые не являются хлопкосеющими, то получается в пределах 2 миллионов учащихся - эта категория подпадает под конвенцию о детском труде».

По словам Алишера Ильхамова, «на практике почти ничего не меняется, хотя есть какие-то изменения в риторике, в том факте, что правительство стало признавать наличие детского труда». «Но при этом они отрицают факт принудительности этого труда, они говорят, что это дети якобы в добровольном порядке помогают своим родителям, фермерским хозяйствам, а само правительство тут ни при чем», - говорит он.

По его мнению, «принудительный детский труд сам по себе является симптомом глубинных структурных проблем в сельском хозяйстве». «Первопричиной является то, что хлопковый сектор в Узбекистане строго централизован почти так же, как в СССР. Фермеры сами не имеют права выбирать, что им сеять на своих полях, они сдают свою продукцию по ценам, которые назначаются сверху, эти цены искусственно занижены, и фермеры не имеют возможности оплачивать труд взрослых людей и инвестировать в переработку хлопка или другую сельхозпродукцию», - говорит Алишер Ильхамов.

Если говорить о Таджикистане, то там ситуация находится где-то между Узбекистаном и Казахстаном. Они чуть дальше Узбекистана продвинулись в либерализации сектора. Но там активную роль играют местные органы власти, которые срослись с местным бизнесом, с фьючерсными компаниями, с хлопкозаводами. В Туркмении правительство официально издало запрет на использование детского труда, но для того чтобы судить, насколько это решение исполняется, не хватает информации о ситуации в этой республике.

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4867402,00.html
Бизнес