Time (США). Поддержанная США декларация независимости Косово, вызвав раскол на Западе и в международном сообществе в целом, создает для России благоприятные возможности. Страны, озабоченные собственными проблемами с сепаратизмом - от Испании и Кипра до Китая - не могут последовать примеру США и признать отделение Косово от Сербии. И Россия стремится воспользоваться образовавшимися в результате «трещинами».
В том, что касается самой Сербии, Россия извлекла из противостояния по Косово выгоду в самом буквальном смысле. За неделю до избрания Дмитрия Медведева президентом в Белграде под его руководством состоялось подписание соглашения о присоединении Сербии к российскому проекту по прокладке газопровода «Южный поток». Кроме того, сербы продали России 51 процент акций крупной государственной нефтяной компании Naftna Industrija Srbija (NIS): сумма сделки составила $614 миллионов. Подобное укрепление сотрудничества с Сербией служит двум задачам: скупке энергетических активов в Европе и недопущению перехода бывших союзников СССР в западный лагерь.
Однако Балканы - не единственная зона, где Москва вновь наращивает присутствие. На этой неделе Москва подчеркнуто упразднила экономические санкции, введенные против Абхазии в 1996 году из-за ее сепаратистской политики. Парламент российской республики Северной Осетии-Алании уже проголосовал за присоединение Южной Осетии к России. На следующей неделе просьбы Абхазии и Южной Осетии о вхождении в состав России рассмотрит Государственная дума.
«Не признавая сепаратистские провинции официально, Россия умело ведет более тонкую игру», - отмечает бывший министр иностранных дел Грузии Тедо Джапаридзе. Действительно, открыто аннексировать Южную Осетию или Абхазию Россия не могла. Это вступило бы в противоречие с ее собственными жесткими мерами по подавлению движения за независимость в Чечне. Кроме того, подобному шагу мешали опасения в связи с сепаратистскими тенденциями в других республиках с нерусским населением. Однако, даже не присоединяя обе провинции формально, Россия играет там ведущую роль.
Со своей стороны НАТО, долгое время желавшая принять Грузию в свои ряды, дала задний ход, заявляя, что Грузия пока не готова к вступлению в альянс. «Косовский прецедент» действительно может побудить Россию не ограничиваться фактическим контролем над Абхазией и Южной Осетией.
http://www.inosmi.ru/translation/240129.html