РБК daily (Россия). Китай построит две железнодорожные ветки, которые соединят северо-западный Синьцзян-Уйгурский автономный район страны с Центральной Азией. Необходимость этого шага связана с растущим товарооборотом с Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией. Одновременно новые транспортные маршруты расширяют возможности Пекина по доступу к ресурсам региона, что вызывает недовольство конкурентов на Западе и на Востоке.
Строительство Китаем новых железнодорожных путей в Центральную Азию может встревожить США и Индию, которые ведут здесь борьбу за нефтяные ресурсы. Кроме того, этот шаг означает, что Пекин всерьез нацелен снизить зависимость от импорта энергоносителей морскими путями с Ближнего Востока через Малаккский пролив, которые сейчас находятся под контролем США.
Железнодорожные системы Китая и Казахстана пока связаны лишь через ветку Урумчи — Алатау протяженностью 460 км. Однако ее пропускная способность уже на пределе. В связи с этим Пекин решил уже в 2008 году построить еще один участок, который соединит приграничный пункт Хоргос с внутренними казахскими железнодорожными путями в поселке Сары-Озек примерно в 200 км к западу. Стоимость проекта — $861 миллион. Одновременно начнется строительство железной дороги от китайского города Кашгар в Киргизию, а затем в Узбекистан. Ее ввод в эксплуатацию ожидается к 2010 году.
http://www.rbcdaily.ru/2008/01/30/world/317192