Сегодня Центральная Азия, как единое целое, фактически не подготовлен к современным вызовам и рискам. Подобное положение настораживает, так как, согласно ряду прогнозов, угроза безопасности как в региональном, так и в глобальном разрезе будет иметь в дальнейшем стойкую тенденцию к усилению, особенно в случае вероятного кризиса вокруг Ирана и дальнейшего сохранения нерешенности иракской и афганской проблем. При этом под давлением комплексов внутренних и внешних угроз саму Центральную Азию могут ожидать серьезные дестабилизирующие последствия.
Регион еще не готов противостоять им в полной мере. Пока что речь может идти только о минимизации негативных явлений. Особенно актуальным видится активизация взаимодействия между центральноазиатскими государствами. В этом могли бы сыграть решающую роль такие региональные структуры, как ОДКБ и ШОС.
Отсутствие координации и разнонаправленность стран региона создает удобную почву для обострения геополитической борьбы внешних центров сил. Причем имеются в виду не только великие державы, но и международные террористические организации, крупные преступные группировки, занимающиеся наркотрафиком.
Парадоксально, но страны Запада, нуждаясь больше всех в энергоресурсах ЦАР, как и в начале 1990-х, не перестают выдвигать политические требования и, как любят выражаться местные политэлиты, «ставить телегу впереди лошади». Хотя опыт Грузии, Украины и особенно Киргизии показал, что «цветные революции» не могут быть эффективным механизмом для развития. Они толкают общества в хаос и пучину перманентной борьбы политических сил за власть. Эта борьба становится сильным дестабилизирующим фактором и не уменьшает одну из основных угроз - экономическую отсталость и нищету большинства населения. Для достижения благополучия нужны дисциплина и стабильность. Может, с точки зрения демократических ценностей это утверждение сомнительно, но суровая реальность региона такова.
Поэтому Россия, Индия и Китай сюда спешат с инвестициями и обоюдовыгодными экономическими проектами. Следует особо отметить, что в последнее время активизируется и Пакистан. Подтверждением тому может служить недавно подписанное Узбекистаном, Казахстаном, Афганистаном и Пакистаном соглашение о строительстве железной дороги от узбекского Термеза до пакистанского Пешавара через Кабул. В свою очередь Китай планирует строительство части железной дороги, которая соединит его западные районы с Киргизией и Узбекистаном. Так что богатые энергоресурсы этого региона привлекают не только страны Запада.
Здесь уместно сказать об афганском факторе дестабилизации. Международные силы по обеспечению безопасности в Афганистане (ISAF) не учитывают местные особенности и теряют шансы на успех. Складывается впечатление, что страны Запада, в первую очередь США, борются не с террористами, а за право сохранения своего присутствия в этом регионе как можно дольше. Более того, есть предположения, что Запад подталкивает правительство Карзая на примирение с Талибаном. А с возвращением талибов к власти после ухода оттуда сил антитеррористической коалиции Афганистан может превратиться в еще более масштабный очаг напряженности. И это в первую очередь ощутят на себе независимые республики Центральной Азии. По мнению военных экспертов, они вынуждены увеличивать свои расходы на обеспечение безопасности. Но вряд ли эти меры будут эффективны.
Словом, эксперты не очень оптимистичны в своих прогнозах относительно стабильности региона. Но не следует забывать о том, что архитектура безопасности Центральной Азии находится на стадии формирования. Это очень болезненный процесс в силу ряда причин. Во-первых, он требует взаимного доверия и уступок, а к ним не всегда готовы лидеры государств. Отсюда осложняется и следующая задача: гармонизация национальных интересов всех сторон. Они подчас противоречат друг другу. Выработка согласованной политики во многом зависит от сбалансирования интересов внешних игроков, которые на страны региона имеют разную степень влияния. Разрешение тугого узла проблем во многом зависит от активизации региональных структурах. Ведь безопасность каждой отдельно взятой страны немыслима без ее обеспечения в регионе в целом.