Начиная с марта 2005 года, ряд политических партий и общественных объединений требовали роспуска действующего парламента, ставшего основной причиной конфликта киргизских политических элит. В последующем к этим требованиям добавились голоса оппозиционных депутатов, неоднократно упрекавших коллег в несоответствующем использовании своего положения. Однако, несмотря на это, «народные избранники», подавляющее большинство которых представляет интересы крупного бизнеса, стараются самосохраниться любым способом. Очевидным примером стало принятие взаимопротиворечащих редакций Конституций в течение одного месяца в ноябре и декабре 2006 года.
Странным выглядело поведение киргизских парламентариев в дни апрельского кризиса. В это тяжелейшее для власти и страны время они фактически самоустранились от его решения, разъехавшись по своим округам. Позднее, когда произошел разгон протестующих на центральной площади Бишкека, заметная часть членов парламента продолжала занимать выжидательную позицию, что, естественно, породило критическое отношение к ним со стороны собственных избирателей.
Апрельские митинги привели к одному интересному результату для парламента. Ранее в нем просматривалась четкая конфигурация сил, включавшая в себя малочисленную оппозицию, пропрезидентское крыло и молчаливое большинство, в зависимости от ситуации принимавшее ту или иную сторону. Ныне, при сохранении оппозиции и «нейтралов» примерно в одинаковом соотношении, пропрезидентское крыло стремится позиционировать себя в качестве некоей самостоятельной силы, пытающейся повернуть ситуацию в выгодном для себя направлении.
Однако, несмотря на явную «послушность» парламента, одним из наиболее вероятных вариантов развития ситуации становится следующий. В случае принятия новой редакции Конституции, на чем так настаивает оппозиция, осенью 2007 года президент Киргизии должен будет назначить досрочные выборы парламента по партийным спискам. После этого, в случае победы определенной политической фракции в парламенте, она может сформировать правительство во главе со своим премьером. Тогда парламент и правительство смогут хотя бы частично вернуть полномочия, «изъятые» у них президентом. Этот вариант, несмотря на очевидные риски, выглядит все же более предпочтительным, нежели затягивание конституционной реформы. Оставить все «как есть» - куда опаснее.
Если до середины осени 2007 года не будет принята новая Конституция, то неизбежным становится новый конфликт. Причем наличие во власти такого амбициозного политика, как новый премьер-министр Алмаз Атамбаев, который вряд ли согласится с ролью «технического исполнителя», способно спровоцировать конфликт в правящем слое. Таким образом, он примет уже не только «вертикальный», но и «горизонтальный» характер в форме столкновения «всех против всех». Учитывая ужесточение требований оппозиции и не всегда адекватную реакцию власти на них, подобного рода развитие событий может оказаться фатальными для Киргизии.
Надо иметь в виду, что прежние конфликты чаще всего принимали все-таки «верхушечный» характер, будучи принципиально оторванными от потребностей рядового населения. По большему счету, рядовые граждане не видят особой разницы в том, кто будет сильнее - президент или парламент. Население волнуют обыденные, прозаические проблемы. Но именно от их от решения или, наоборот, полного игнорирования во многом зависит судьба правящего режима. Поэтому как власти, так и ее политическим противникам необходимо вплотную заняться восстановлением производительных сил страны, включая промышленный, аграрный и финансово-сервисный сектора. Если они не сумеют справиться с этим, у Киргизии есть перспектива окончательно превратиться в государство-фантом, население которого встанет на путь самостоятельного решения собственных проблем. Учитывая текущее развитие политической ситуации и тотальное обнищание народа, среди которого все более крепнут радикальные настроения, вряд ли этот процесс примет легитимный и цивилизованный характер.
Нур Омаров, член Экспертного совета «РИА Новости».
http://www.rian.ru/analytics/20070502/64783760.html