Долговая инициатива ХИПИК (HIPC – Highly Indepted Poor Countries) – это инициатива для оказания помощи беднейшим странам с высоким уровнем задолженности была предложена Всемирным Банком и Международным Валютным Фондом в 1996 году. В мировой практике это является первым всесторонним подходом в целях снижения бремени внешнего долга в беднейших странах мира. Так звучит официальная информация о программе ХИПИК, опубликованная в разных официальных источниках.
Однако, существуют и другие определения этой программы. «Программа ХИПИК, созданная по инициативе именно западных финансовых институтов, является ничем иным, как мощным инструментом неоколониализма, направленным на захват и закабаление стран, представляющих какую-либо ценность для Запада. Это могут быть как финансовые, так и геополитические интересы», - говорится в статье профессора М.Б.Любина: «Демократия или неоколониализм».
Каждое мнение имеет право на существование, и некоторые из них являются довольно таки интересными и аргументированными. Есть публикации, связывающие международные финансовые институты напрямую с сионизмом и даже с масонскими ложами: «Если раньше оружием масонских лож были тайные организации, то в XXI веке они переквалифицировались на создание открытых международных трестов и институтов, работающих на захват и эксплуатацию власти во всем мире» («Мировые тайны и новый миропорядок», Ахмад Карзави)…
…В отчете ВБ по Кыргызстану указано следующее: «Внешний долг Кыргызстана на 2006 год перед вступлением в программу ХИПИК составляет $1 миллиард 472 миллиона, а после вступления в том же году составит $1 миллиард 404 миллиона. До 2008 года внешний долг уменьшиться до цифры $1 миллиарда 25 миллионов, а после резко начнет увеличиваться и на 2015 год составит $2 миллиарда 324 миллиона».
Интересные цифры. Это не домыслы противников программы ХИПИК, а официальный документ, опубликованный на официальном сайте банка. Так что же получается? После вхождения в программу ХИПИК наш долг не уменьшится, а увеличится на $900 миллионов? Получается, что все это время мы будем работать только на обслуживание долга, отдадим электроэнергию, горнодобывающую отрасль для списания процентов, а тело внешнего долга остается таким же и даже возрастает. Что странно, об этих цифрах умалчивают все, кто ратуют сегодня за ХИПИК.
…Анализ в фокусе геополитической конкуренции в Центральной Азии (ЦА) приводит к четкому заключению о том, что Кыргызстан оказался самым слабым звеном в политико-экономической системе СНГ, и HIPC в этом смысле является ничем иным как попыткой расколоть Содружество на южном фланге…
…По мнению многих известных аналитиков и политологов СНГ инициатива финансовых доноров затянуть Кыргызстан в HIPC напрямую связывается с четкой линией перевести Бишкек на орбиту геополитики Запада (читай США). С этой точки зрения очевидно, что программа HIPC стала еще одним камнем преткновения в противоборстве Востока и Запада за влияние в ЦА. В этой призме инициатива дает США реальный шанс закрепить в КР свое военное присутствие как минимум на ближайшие 10 лет. Более того, существует большая вероятность, что США в своем стремлении перетянуть Кыргызстан в поле западной геополитики вероятно пойдет гораздо дальше. Уже в среднесрочной перспективе можно ожидать, что американо-западный эмиссариат попытается создать в Кыргызстане условия для трансформации нынешнего режима в полностью подконтрольную проамериканскую правящую политическую элиту, действующую под патронажем посольств США и западноевропейских стран…
…Учитывая то, что, участвуя в HIPC, Кыргызстан будет находиться под внешним управлением, становится ясным дальнейший ход событий. Кыргызстан ожидает участь стать вторым «Израилем» в ЦА, так как при таком повороте политического курса Бишкека на поверхность автоматически вылезут проблемы, которые резко осложнят взаимоотношения с ближайшими соседними государствами…
…Кстати говоря, уже ходят слухи, что «черные лоббисты» предлагают депутатам за поддержку проекта от $150 тысяч и выше, а чиновникам, ратующим за ХИПИК и могущим протащить этот проект через правительство - от $500 тысяч и выше…
«Лица» № 37 (107) от 14.12.2006.