В то время как жюри врученного накануне британского «Букера» все более явно придерживается принципа непредсказуемости, предпочитая малоизвестных писателей знаменитостям и обманывая все ожидания, «ответственные за литературу» в Нобелевском комитете в последние годы обнаруживают обратную тенденцию. Отметив два года назад неистовую Эльфриду Елинек, скандинавские арбитры поступили вопреки всем прогнозам и даже дали повод для протестов. Однако выбор в пользу маститого британца Гарольда Пинтера, сделанный в прошлом году, сюрпризом уже не стал - это решение было очевидным и вполне респектабельным. Памука начали называть в качестве основного кандидата 2006 года очень давно, так что в этот раз Нобелевский комитет повел себя в полном соответствии с предсказаниями критиков и чаяниями мировой общественности.
В 2005 году Памук подвергся гонениям со стороны турецких властей, публично признав факт массовых убийств армян и курдов в Турции. Впрочем, дело против Памука в конце концов прекратили, зато на Западе его реноме упрочилось, и осенью того же года ему присудили одну из главных наград Европы - Премию мира немецких книготорговцев. С этого момента его и стали с особой уверенностью прочить в нобелевские лауреаты.
В таких случаях всегда возникает подозрение, что писателя наградили не за творчество, а по политическим соображениям. В случае Памука ореол диссидента-правдоруба, несомненно, сыграл свою роль, как и вообще его известность на Западе. Не следует забывать и о том, что с Европой и Америкой Памука связывают его собственные жизненные ориентиры: писатель получил американское образование, преподавал в Колумбийском университете и всегда охотно работал с европейскими издательствами.
Однако литературных претензий к решению высокого жюри быть не может: Памук - действительно один из интереснейших представителей новейшей прозы. Со времени появления его «Черной книги», заставившей заговорить о новом ярчайшем имени, турецкий мастер преподнес читателям несколько больших вещей, совершенно не похожих одна на другую. Его новый роман «Снег» - фантасмагорическая картина политической жизни в Турции 1990-х, в центр которой помещено лирическое повествование, а документальная книга «Стамбул», посвященная родному городу автора, занимает одно из первых мест среди новейших аналогичных образчиков нон-фикшна. Согласно обоснованию Нобелевского комитета, премия вручена Памуку за «обнаружение новых символов столкновения и переплетения культур в ходе поисков меланхолической души его родного города».
http://gzt.ru/culture/2006/10/12/213002.html