03:08
USD 86.80
EUR 91.06
RUB 0.82
Большой тираж

Сепаратизм. XXI век, рассказывает 

«Голос Америки» (США). Схема известна: сначала могущественные государства присоединяют (завоевывают) территории, а потом сталкиваются с проблемой сепаратизма. Сепаратизм - составная часть истории цивилизации. Он бесконечен и многообразен. Без него не было бы США (которые отделились от Британской империи), Италии (освободившейся от власти Австрии) и России, которая вышла из подчинения Золотой Орде.

Сепаратизм бессмертен. В той или иной степени он присутствует во всех странах мира - как бедных, так и богатых. Он есть в многонациональных России, Китае и Индии - наследницах великих империй. Сепаратисты есть в благополучных Италии, Франции, Германии и Бельгии. В США есть сторонники независимости Техаса, пока немногочисленные. Они есть даже в мононациональной и монокультурной Австралии.

Сепаратистская идея на протяжении веков и тысячелетий претерпела мало изменений: сепаратисты всегда хотели жить отдельно и самостоятельно вершить свои судьбы, без оглядки на метрополию. Однако изменилась окружающая их цивилизация: она стала намного более упорядоченной, несколько более мирной, предсказуемой и взаимозависимой. И на сепаратистов, и на сторонников сохранения единства государств влияют такие факторы, как рыночная экономика, глобализация и мировое общественное мнение. В силу этого изменились и судьбы сепаратистских проектов.

Здесь стоит напомнить о двух фундаментальных принципах международного права: о старом принципе неприкосновенности государственных границ и появившемся менее века назад праве наций на самоопределение. Эти принципы иногда противоречат друг другу, но, как показала история двух последних десятилетий, есть примеры их успешного совмещения. Цивилизованным был развод Чехии и Словакии. Достаточно мирно прошло отделение Тимор-Лешти от Индонезии.

Практически идеальными были попытки Шотландии выйти из состава Соединенного Королевства, а Квебека - из Канады. Крайне удачно прошел распад СССР: крови пролилось относительно немного, хотя все могло пойти по югославскому сценарию. Но есть и иные примеры: Эритрея отделилась от Эфиопии, Косово - от Сербии после кровавых войн и этнических чисток, а образованию независимого Южного Судана предшествовал геноцид.

В древности сепаратисты не нуждались в международной поддержке: они брали власть силой и на силу опирались. В XIX веке ситуация изменилась: для успеха сепаратистам требовалась поддержка одного или нескольких государств. В конце XX века на арене появился новый - причем ключевой - игрок: международное сообщество, под которым следует понимать не только ООН и правительства, но и СМИ, НКО, бизнес, а с недавних пор и коллективное общественное мнение, формируемое Интернетом.

Если международное сообщество и мировое общественное мнение не поддерживают сепаратистов, их шансы на успех и признание можно считать ничтожными: Биафра, Приднестровье, Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Сомалиленд, Чечня - тому примеры.

История современности показывает: чтобы получить отдельную жилплощадь, современным сепаратистам следует делать совсем не то, что делали их удачливые предшественники еще несколько десятилетий назад. В мире XXI века власть и самостоятельность обеспечивают не винтовка и кураж, а игра по определенным правилам и минимальная агрессивность. Именно поэтому независимая Каталония может появиться на политической карте мира, а независимые ДНР и ЛНР - нет.

http://blogs.voanews.com/russian/grigoryev/2014/09/24/%D1%81%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC-21-%D0%B2%D0%B5%D0%BA/


Бизнес