Deutsche Welle (Германия). Правительство России признало, что ВВП за 2014 год вырастет на 0,5 процента, в то время как, согласно базовому сценарию Минэкономразвития, рост ожидался на уровне 1,1 процента. Директор по макроэкономическим исследованиям российского Научно-исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) Сергей Алексашенко объяснил причины снижения экономических показателей и оценил влияние конфликта на Украине на российскую экономику.
- В чем причины замедления экономического развития России?
- Они лежат на поверхности. Экономика - такой организм, которому для развития нужны инвестиции. Когда их нет, рост сначала замедляется, а потом прекращается. В 1999-2012 годах на 1 процент роста ВВП приходились в среднем 2 процента роста инвестиций. Такая инвестиционная модель была устойчивой.
Замедление инвестиционной активности началось еще в 2013 году, когда привлечение денег в российскую экономику несколько снизилось, но уже в первом квартале 2014-го падение было сильным - почти на 5 процентов. Украинский кризис тоже наложился на ситуацию, так как спровоцировал еще больший отток капитала, который наблюдался и раньше.
- То есть снижение притока инвестиций началось еще до событий на Украине. Чем это объясняется?
- Все, что происходит с экономической динамикой России, связано с внутренними событиями, с той политикой, которая проводится в стране. Основанием для снижения инвестиционной активности стала плохая институциональная среда и отсутствие защиты прав собственности. Экономика во всем мире держится на контракте, когда обе стороны надеются на его выполнение, а суд стоит на защите интересов собственника. Российские суды собственника не защищают, поэтому бизнес боится инвестировать: если мои инвестиции не будут мне принадлежать, лучше я буду хранить деньги в другом месте.
Отсутствие независимого суда, защиты прав собственности, равенства всех перед законом - вопросы не экономические. Ни министр экономики, ни министр финансов, ни председатель Центрального банка ничего не могут сделать в этой ситуации. Приходу инвестиций мешают политические ограничения. Чтобы вернуть доверие инвесторов, России необходимы реформы - политическая конкуренция, верховенство права и независимые СМИ. Этим и должны заниматься президент и премьер.
- Но Владимир Путин еще в 2011 году объявил курс на создание в России «модели роста экономики, учитывающей современные реалии».
- Модель роста - это не дом, который можно нарисовать и построить. Она формируется совокупными усилиями - из той политики, которую проводит правительство, и из тех решений, которые в ответ принимает бизнес. У нас есть модели личного обогащения, рэкета, кумовского капитализма, но модели роста в российской экономике нет. Да, каждый год утверждают какую-то программу развития, но программы - это одно, а то, что делается, - другое. В этих документах тысячи страниц, но я смотрю на результат: политика государства приводит к тому, что экономика не растет.
- Каким образом сказалось на ситуации в экономике влияние украинского кризиса?
- Пока в статистике это влияние не проявилось. А на самом деле ситуация неплохая. Во-первых, растут цены на нефть из-за событий в Ираке, отчего российской экономике становится лучше. Во-вторых, уже месяц как все поняли, что новых санкций со стороны Запада не будет, потому доллар и евро дешевеют.
- Как отразятся на экономическом росте уже введенные санкции Запада?
- Это смешные санкции. Они введены не против экономики, а против конкретных людей. В России 143 миллиона человек и 3 миллиона предприятий, из которых под санкции попали 60 чиновников и с десяток мелких компаний. Ведь санкции - это создание проблем противной стороне, чтобы сделать максимально дорогими решения, которые она принимает. Пока же вся украинская политика стоит России очень дешево, и эскалация напряжения продолжается.
- А насколько серьезную угрозу для экономики могут представлять более серьезные санкции третьей стадии, введения которых не исключает Запад?
- О третьей стадии говорят два месяца, но вряд ли они будут введены. Мне кажется, что западные политики хорошо понимают, что этим ничего не добиться. Ведь в мировой политике санкции очень редко приводили к результату, ради которого вводились.