«Коммерсант» (Россия). Противостояние между РФ и США по Украине перекинулось в соцсети. МИД РФ и Госдеп все активнее используют популярные сервисы для продвижения своих установок и обличения друг друга - от Twitter и Facebook до YouTube и LiveJournal. США берут системностью и массовостью. Россия же делает ставку на изобретательность.
На днях в YouTube появилось необычное видео под названием «Санкции: в чем их суть и как они воздействуют на Россию». В ролике диктор (на русском, но с акцентом) поясняет, что введенные Вашингтоном карательные меры в отношении Москвы возымели эффект («Отток капитала из РФ составил $63 миллиарда», «Курс рубля упал до рекордно низкого уровня»). Главный пафос фильма - предупреждение властям РФ: «Еще не поздно изменить курс, но надо действовать, пока есть возможность». Когда диктор произносит эти слова, территория РФ закрашивается черным цветом, а потом и вовсе исчезает с экрана. Ролик снят по заказу Госдепа и размещен на одном из его недавно созданных аккаунтов UkrProgress. Раньше это ведомство, как правило, публиковало в YouTube лишь выступления официальных лиц. С начала же украинского кризиса Госдеп резко активизировал работу в сфере «цифровой дипломатии».
Самым популярным стал аккаунт UkrProgress в Twitter. Запущенный сразу после референдума в Крыму, он насчитывает более 7 тысяч разъяснительных постов по украинской тематике и 14 тысяч подписчиков (большинство из РФ и Украины). Стилистика постов UkrProgress куда резче дипломатической: заявления МИД РФ о предвзятости миссии ОБСЕ названы «нелепыми», референдумы в Донбассе - «балаганом», а показанное российскими СМИ фото американских наемников на Украине - «дешевой уткой Кремля». Раз в неделю на этой платформе проходит «Час правды», когда пользователи могут узнать позицию Вашингтона по вопросам, связанным с украинским кризисом.
Посты UkrProgress активно ретвитят американские дипломаты и посольства. Особой активностью отличается аккаунт дипмиссии США в Москве, насчитывающий почти 23 тысячи подписчиков. Среди дипломатов США жестче всего по украинской тематике выступают в соцсетях госсекретарь Джон Керри, его пресс-секретарь Дженнифер Псаки, постпреды в ООН и ОБСЕ, а также посол в Киеве Джеффри Пайетт.
Российское внешнеполитическое ведомство освоило «цифровую дипломатию» позже американского, но старается не уступать. С начала украинского кризиса у страничек МИД РФ в соцсетях в несколько раз увеличилось число подписчиков: в Facebook на его аккаунт подписано 63 тысячи человек, в Twitter - 312 тысяч. Среди российских дипломатов тему в Twitter активнее всего комментируют уполномоченный по правам человека Константин Долгов и посол в Лондоне Александр Яковенко. В Facebook по украинской тематике регулярно высказывается замглавы департамента информации и печати МИД Мария Захарова. Так, вчера она усомнилась в правдивости слов Дженнифер Псаки, будто та не видела сообщений о задержании на Украине журналистов Lifenews. «Врать плохо. Плохо врать - еще хуже», - написала по этому поводу госпожа Захарова.
Между тем в МИД РФ - в отличие от Госдепа - нет специального департамента, который занимался бы исключительно «цифровой дипломатией», и соответствующих отделов в посольствах. В отсутствие сопоставимых ресурсов Россия делает ставку на изобретательность. В конце апреля получила широкую известность история о том, как МИД РФ «позаимствовал» у Госдепа хэштег (метку для обозначения темы в Twitter). Американские дипломаты начали снабжать посты хэштегом #UnitedForUkraine, после того как Барак Обама сказал: «Мы все едины ради Украины». Большинство записей содержали критику в отношении российской политики на Украине. В МИД РФ решили обернуть ситуацию в свою пользу: когда хэштег набрал популярность, российское дипведомство стало использовать его для обозначения собственных твитов. В ответ Госдеп призвал Москву «жить по предначертанию этого хэштега», что вызвало лавину язвительных комментариев в сети.
По словам эксперта ПИР-центра Олега Демидова, «противостояние по Украине в соцсетях и Интернете в целом - пример информационного противоборства, которое сочетает в себе работу на внешнюю и внутреннюю аудиторию». Эксперт называет две причины, почему именно украинский кризис вызвал острое «цифровое» противоборство: «Позиция самого украинского общества, как и мирового сообщества, динамично меняется и очень зависит от убедительной интерпретации происходящих событий. Кроме того, с ухудшением двусторонних отношений у МИД и Госдепа оказались в большей степени развязаны руки для взаимных пикировок в Интернете».
По словам собеседника, судя по «небывалой активности МИД и России в целом в продвижении своей картины событий на Украине», Москва извлекла уроки из проигранной информационной войны 2008 года. Впрочем, эксперт предупреждает: «Действия МИД РФ и Госдепа могут не быть направлены на объективное изложение событий, но в условиях информационного противоборства эта задача и не стоит во главе угла».
http://www.kommersant.ru/doc/2475663