«Фергана» (Россия). В конце августа Государственный комитет по статистике и занятости населения сообщил, что в почти 29-миллионном Узбекистане уровень безработицы снизился и составил 4,8 процента от экономически активного населения. В течение первого полугодия создано более полумиллиона новых рабочих мест, почти 70 процентов из них приходится на сельскую местность.
Хотя на самом деле безработица в стране гораздо выше. К примеру, по данным Всемирного банка, ее уровень в Узбекистане может составлять от 20 до 30 процентов в зависимости от региона.
Согласно постановлению «О мерах по повышению занятости и совершенствованию деятельности органов по труду и социальной защите населения», принятому властями в 2007 году, ежегодно в стране должны создаваться более полумиллиона рабочих мест. В 2012-м запланировано обеспечить работой 950 тысяч человек.
«Проблема безработицы стоит в Узбекистане очень остро, каждый третий работоспособный человек является безработным, - говорит Ташпулат Юлдашев, политолог, базирующийся в США. - А в провинции каждый второй работоспособный не имеет постоянного места работы».
По данным Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана, от 2 до 5 миллионов узбекских граждан находятся на заработках за пределами страны, в основном в России и Казахстане, но также и в Объединенных Арабских Эмиратах и Южной Корее. Несмотря на это власти отрицают наличие трудовой миграции.
Причинами высокой безработицы в стране, по мнению Юлдашева, являются закрытая неинтегрированная экономика, рост инфляции и другие социально-экономические факторы.
Однако вместо системных реформ власти нашли удобный метод по «сокращению» безработицы за счет искусственно создаваемых рабочих мест в аграрном секторе, сезонной занятости, что больше обеспечивает им положительную отчетную статистику.
«Всех фермеров заставляют создавать рабочие места, - говорит медиаобозреватель на северо-западе страны. - Им просто приказывают и все. Например, из 60 тысяч рабочих мест в Хорезмской области, 90 процентов организованы в крестьянских хозяйствах».
Такая практика широко распространена в аграрных регионах с избыточными трудовыми ресурсами, такими как Каракалпакстан, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская и Хорезмская области и в Ферганской долине.
Чаще всего власти требуют от фермеров обеспечить работой незанятых сельских жителей и платить им зарплату. На работу обычно нанимают тех, кто не уехал на заработки за рубеж. Они привлекаются в фермерские хозяйства в период посевной, чтобы следить за распределением воды на полях и собирать урожай. Однако нередки случаи, когда крестьян обязывают брать на работу «мертвые души», чтобы документально оформлялись все отчисления в налоговые органы и социальный фонд, что потом отражается в статистических документах по занятости.
Наблюдатели в сельских регионах замечают, что число мертвых душ может составлять больше половины от принудительно создаваемых рабочих мест в фермерских хозяйствах.
«Меня заставили взять на работу трех человек, с зарплатой по 80 тысяч узбекских сумов в месяц (менее $40), - рассказал на условиях анонимности фермер из Хивинского района Хорезмской области. - Однако новые рабочие места у меня только на бумаге. Люди якобы получают деньги у меня, а на самом деле они работают в России».
http://www.fergananews.com/article.php?id=7483