15:18
USD 86.80
EUR 91.22
RUB 0.82
Большой тираж

Таджикистан идет к заветной мечте, рассказывает

«Голос России». Накануне, наверное, как минимум миллион мигрантов, которые трудятся в России, отметил профессиональный праздник. Не день гастарбайтера, а 21-ю годовщину независимости Таджикистана. Но это именно профессиональный праздник. Потому что быть таджиком - это, скорее, тяжелая работа.

Причем не важно, чем ты занят: трудишься в России или ждешь в Таджикистане, когда приедет тот, кто трудится в РФ. И то, и другое - будни, которые даже национальное торжество скрасить не может. Государственность РТ, она такая: страна - отдельно, заработки - отдельно. Но тут главное, что республика отдельно. Ведь это и есть суверенитет.

Одно из беднейших государств на планете без ясных перспектив и в опасной близости с Афганистаном. Таджикистан всегда был таким. И в свои 21 республика толком не жила. Хотя в ее случае и такая жизнь - уже достижение. В череде постсоветских образований она все-таки особенная. Хотя бы потому, что, в отличие от других экс-братских, ее могло и не быть.

Таджикистан, пожалуй, единственный из всех выстрадал будущее. Оно рождалось в муках, боях, гражданской войне. 100 тысяч погибших, около миллиона беженцев. Здесь и сегодня одни сидят, другие оплакивают, иные ищут. И все опять опасаются. Потому что бурлит Горный Бадахшан.

Непокорная территория, как и в 1990-х годах, вновь готова стать плацдармом сопротивления. И посылает Душанбе сюда чуть ли не всю свою армию, чтобы президент Рахмон решился посетить эту местность.

Пока он не торопится. В столице и праздничный пафос увереннее, хотя сегодня Таджикистан - мирное, но бедное государство. За первое он, главным образом, должен благодарить Россию. За второе - самого себя. Причем именно потому, что благодарить РФ у него желания нет. Ведь это российская 201-я мотострелковая дивизия стояла меж двух огней во время пятилетнего противостояния 1990-х годов. Остается она гарантом и сейчас в качестве военной базы. Но уже без гарантий от Душанбе.

Здесь решили сделать из безопасности бизнес. Это если говорить с претензией на дипломатию. А по сути, использовать стратегические отношения с Россией в розницу. Так, думают, дороже. Потому и отказались продлить российское присутствие сразу на 49 лет, хотя сам Рахмон год назад называл это решение чуть ли не образцом межгосударственного доверия, а предложили пролонгацию кратковременными периодами. Пока на два года. Полагают, что так проще влиять на ситуацию.

Все это доказывает, что по-настоящему суверенной в Таджикистане не чувствует себя даже правящая элита. Ее попытки самоутвердиться на создании конфликтных ситуаций с Россией лишь подчеркивают степень ее зависимости от Москвы. И получается, что по-честному независимым себя может чувствовать только мигрант. Правда, для этого ему надо жить и работать в РФ.

«Мы строим государство мечты», - торжественно заявил в Душанбе президент Рахмон. Ошибка в управлении. Строят, но не в своем государстве. Потому что свое государство - это и есть мечта. 21 год - и никаких итогов, кроме того, что Таджикистан существует. Может, сейчас для него и этого достаточно. Во всяком случае отсутствие каких-то результатов тоже означает, что у него еще все впереди.

http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/35533471/87749724.html

Бизнес