REGNUM (Россия). Об этом заявил начальник отдела многостороннего сотрудничества и европейской интеграции Министерства промышленности и торговли РФ Роман Андреещев.
Несмотря на внешний монолитный вид ШОС, многие эксперты справедливо отмечают ряд очевидных проблем организации, которые могут повлиять на ее дальнейшее развитие. На мой взгляд, наиболее сильно расхождения обозначились в отношении развязанной США войны в Ираке в 2003 году.
Принятая в 2003-м Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС декларирует намерение создать в рамках организации зону свободной торговли. Однако России не удалось этого сделать даже с ближайшими партнерами по СНГ. Кроме того, было бы неплохо первоначально ответить на вопрос об экономических последствиях устранения всех барьеров в торговле с Китаем.
Еще одна проблема связана с участием стран ШОС в других интеграционных инициативах. Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан являются членами СНГ и ЕврАзЭС. Кроме того, РК и РФ совместно работают над созданием единого экономического пространства. Китай в свою очередь участвует в объединении АСЕАН+3. При этом все из упомянутых интеграционных объединений тоже предполагают создание зон свободной торговли различного формата.
Очередную проблему представляет отсутствие целостности ШОС. Участники организации различаются по уровню социально-экономического развития: с одной стороны - «богатые» Россия и Китай, с другой - «бедные» Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Данное размежевание проявилось сразу же, как дело дошло до реализации совместных экономических проектов. Все они так или иначе оказались на территории «бедных» среднеазиатских стран. Несмотря на официальное равенство всех участников ШОС и принцип совместного финансирования, «бедные» члены под различными предлогами попросили РФ и КНР увеличить свою долю финансирования.
Вторая линия раздела сложилась исторически: с одной стороны - Китай, с другой - все остальные. Среднеазиатские республики и Россия готовы наращивать сотрудничество с КНР, но испытывают страх перед ее растущими могуществом и экспансией. РФ опасается потерять часть своей территории в Сибири и на Дальнем Востоке, а страны Средней Азии - контроль над энергоресурсами. Самым серьезным препятствием может стать расхождение политических и экономических интересов России и Китая.
КНР поставила перед собой цель стать мировым лидером в нынешнем столетии. А для этого ей нужны новые рынки сбыта товаров и дополнительные источники энергоресурсов. И то, и другое у нее под боком: Средняя Азия полностью может удовлетворить эти потребности.
Китай давно массированно наступает на Среднеазиатский регион. Так, его товарооборот со странами ЦА почти сравним с товарообменом России с этими же государствами. К тому же КНР щедро предоставляет кредиты. В отсутствие у РФ продуманной политики в отношении стран региона Китай разворачивает местную экономику в свою сторону посредством выделения многомиллиардных сумм на реализацию различных инвестиционных проектов, инициирования масштабных совместных проектов в сфере инфраструктуры. Высокие темпы экономического роста КНР ведут к ежегодному увеличению потребления энергоносителей. Китай заинтересован в ЦА как в надежном поставщике энергоресурсов, заботясь о своей энергетической безопасности. Участие в ШОС дает ему возможность легитимно присутствовать наряду с Россией в ЦА, которая всегда считалась российской сферой влияния.
С одной стороны, в китайской экспансии нет ничего страшного. Да и выгоды для всех как бы очевидны: создается стабильный спрос на углеводороды, происходит расширение торговых связей в регионе, развивается инфраструктура, поступают инвестиции. С другой - нерадужная перспектива стать придатком китайской экономики. С подобной проблемой столкнулись некоторые страны Юго-Восточной Азии. В определенной степени такая угроза существует и для России.
Таким образом, КНР теснит РФ в Средней Азии, а внутри ШОС продолжается борьба за лидерство и сферы влияния. Россия пытается противостоять экспансии Китая. Недавно предприняты серьезные шаги к тому, чтобы нефтегазовые потоки стран Средней Азии направились транзитом через РФ. Однако это не останавливает КНР от намерения и далее развивать сотрудничество в этом направлении.
http://www.regnum.ru/news/1569828.html