«Труд» (Россия). В Петербурге открыли первый в стране компьютерный класс, где мигранты сдают экзамен на знание русского языка. Тест стоит тысячу рублей. Экзамен пока добровольный, но с осени станет обязательным.
Единый миграционный центр (ЕМЦ) легко найти по огромному числу приезжих из Средней Азии, которые толпятся вокруг с раннего утра и до позднего вечера. Люди часами подпирают стену прядильно-ниточного комбината, что-то высматривают через широкие окна ЕМЦ, кому-то непрерывно звонят, кто-то без умолку разговаривает с соседом, примостившимся рядом на корточках.
Подхожу к одному «сидельцу», спрашиваю, давно ли в Питере. Мотает в ответ головой: не понимаю! А что же те, кто оформляет документ в ЕМЦ? Прошлой весной здесь открыто дактилоскопическое отделение. С весны «сдали пальчики» более 80 тысяч приезжих - в основном из стран ближнего зарубежья.
В небольшом уютном зале томятся десятка два гастарбайтеров. Мне приглянулся скромный паренек с краю: «Можно узнать, как вас зовут? Кем и где собираетесь здесь работать?» Он смотрит с испугом. Потом искательно улыбается и протягивает паспорт: «Я хароший!»
В зале выдачи документов мне повезло - первый же встречный оказался «с языком». «Я - Узбекистана, 21 лет, колледж дома, могу быть плотник, - говорит, словно декламирует стихотворение, 21-летний Мамаджан Томранов. - Брат ехать в Петербург весной, теперь меня вызвать». «А как здесь с жильем, Мамаджан, снимаете комнату в общежитии?» - «Брат думать. Я только работать, деньги дома надо, родитель».
Он надеется зарабатывать 30 тысяч в месяц, половину отправлять домой, в Ташкент. Приехал на год-два. Что будет делать на стройке, куда его якобы устроил «брат», пока не знает. Почему написала слово в кавычках? Потому что в начале нашего разговора Томранов сказал, что он один у отца с матерью. Не понял вопроса? Чего-то испугался?
Каждый день разрешение на работу в Питере получают до тысячи мигрантов. За первое полугодие таких разрешений выдано иностранцам 115 тысяч 571 (для сравнения: за весь 2011 год - 185 тысяч 651). Они едут группами по нескольку десятков человек, часто не зная, что будут здесь делать, где жить, как существовать. Хорошо, если устроятся. «Проблема в том, что приезжие плохо знают или вообще не знают язык, наши традиции и законы, - говорит Ирина Новогродская, полковник МВД, начальник Красносельского районного УФМС Петербурга и области. - Многие регистрируются лишь бы где, по месту прописки не живут. В 2011 году мы с сотрудниками РУВД передали в суд шесть уголовных дел на петербуржцев, зарегистрировавших у себя целые аулы. В одном небольшом частном доме якобы жили 100 человек!»
По информации ФМС, в Петербурге больше всего выходцев из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. При этом лишь треть имеют разрешения на работу. В городе образовались целые азиатские анклавы.
http://www.trud.ru/article/08-08-2012/1279988_gastarbajtery_budut_sdavat_russkij_v_kompjuternom_klasse.html