Gundogar (Туркменистан). Июль принес гражданам Туркменистана несколько потрясений. Сначала правительство сократило список получателей бесплатного бензина, лишив водителей частных грузовых автомобилей права получать каждые полгода по 1 тысяче 200 литров льготного топлива, которое предоставлялось им в рамках программы господдержки владельцев индивидуальных транспортных средств. Теперь лимитированный объем бесплатных автобензина и дизтоплива, выдаваемых один раз в полгода, остался лишь для владельцев легковых автомобилей в объеме 720 литров и мотоциклов - 240 литров.
Затем отменены дотации на дешевую муку, талоны на которую выдавались на протяжении последних 15 лет из расчета по 5 килограммов муки на каждого члена семьи.
Аналитики предположили, что это может быть связано с недобором урожая пшеницы, которой в 2012 году собрано даже меньше, чем в прошлом. Одновременно цены на продукты питания, товары и услуги резко поползли вверх. Скачок цен и отмена льгот сильно встревожили жителей страны, однако экономисты с пониманием отнеслись к принимаемым властями мерам и говорят, что расточительность не оправдана.
Страна зависит от доходов, получаемых от продажи газа, импорта продуктов, более половины всего потребляемого продовольствия импортируется на внутренний рынок из других государств. Туркменистан закупает зерно, муку, мясо, растительное масло, рыбу, рис и сухое молоко из Казахстана, России, Украины и Объединенных Арабских Эмиратов.
Официальные власти умалчивают о реальных целях этой кампании, однако источники говорят, что таким образом правительство приучает народ к возможным экономическим потрясениям. «Наступает конец бесплатной жизни», - пояснил специалист из Министерства экономики и развития в Ашхабаде, пожелавший остаться неназванным.
Независимый экономический аналитик отметил, что многие отрасли содержатся за счет госсубсидий и поэтому работают нерентабельно. «Надо создавать здоровую конкурентную среду, заставлять отходить от иждивенчества, а при субсидированной экономике это трудно, - поясняет он. - Я думаю, власти примут еще пакет мер, которые станут шагом к рынку».
С ним соглашается экономист из статистического управления, полагающий, что приучать население ко всему бесплатному достаточно, иначе развития не будет. «Цены давно должны были прийти в соответствие с реальными, - возмущается собеседник. - У нас и так все самое дешевое».
К примеру, стоимость литра бензина марки А-95 составляет 22 цента, что является самой низкой ценой в мире.
В недавно выпущенном докладе ООН «От переходного периода к трансформации: устойчивое и всеобъемлющее развитие в Европе и Центральной Азии» говорится, что субсидии и искусственно низкие цены на электрическую и тепловую энергию приводят к расточительному использованию энергии, а «ценовые сигналы» должны стать эффективным инструментом изменения текущей модели потребления.
«Власти всерьез озаботились модернизацией экономики и внедрением рыночных элементов, поскольку поняли, что даже богатая газовая держава должна идти по пути сокращения дотаций», - констатирует ученый.
http://www.gundogar.org/?0130512700000000000000011000000