EurasiaNet (США). Спросите у Сикандара, почему он перешел с опиума на героин, и услышите простой и четкий ответ: его легче достать. Он в 35 лет выглядит на 50, употребляет опиум с 1993 года, с 16 лет. К концу 1990-х этот наркотик найти на улицах Душанбе было сложнее, а вот героин был «повсюду», в том числе и в местах лишения свободы, где Сикандар провел 14 из последних 19 лет по обвинению в незаконном хранении наркотиков и попутно заразился ВИЧ-инфекцией.
По словам наркоманов и ряда западных аналитиков, к торговле героином в Таджикистане имеют непосредственное отношение стражи порядка и тюремные власти, что способствует распространению ВИЧ-инфекции, принимающей, по словам ученых, характер эпидемии. Полиция обвинения отвергает. Ряд представителей системы здравоохранения РТ не разделяет мнения экспертов, говорящих о росте внутривенного применения наркотиков, чему способствует дешевый героин, поступающий в страну в больших количествах через плохо защищенную границу с Афганистаном.
По оценке Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), свыше 90 процентов всех опиатов в мире производится в Афганистане, и до 30 процентов из них ежегодно поступают на обширные рынки России и Европы транзитом через Центральную Азию, главным образом в Таджикистан. В 2009 году это количество составило порядка 90 тонн героина. Парадоксально, но факт: объем героина, изъятый на территории РТ, упал на 58 процентов в период с 2005 по 2010 год, тогда как производство наркотика в Афганистане выросло, а площади, отведенные под посев этой культуры, увеличились на 18 процентов.
Как отмечается в одном из европейских исследований, коррумпированные чиновники Таджикистана «напрямую способствуют распространению наркотиков» в тюрьмах и за их пределами и практически не заинтересованы в том, чтобы предоставлять наркоманам медицинскую помощь. «Представители правоохранительных органов передают конфискованный героин покровительствуемым ими наркоторговцам, арестуют и преследуют наркоторговцев из числа конкурентов и эксплуатируют наркоманов различными способами с целью получения информации, денег и сексуальных услуг», - говорится в отчете за 2011 год вильнюсской правозащитной организации Eurasian Harm Reduction Network. По убеждению наркоманов, в исправительных учреждениях страны полным-полно героина, продажу которого контролируют тюремные власти, а милиция контролирует продажу наркотиков на улицах города.
Официальный представитель МВД отверг мысль о причастности правоохранительных органов к незаконному обороту наркотиков. «Ничего подобного нет. Нет этого и в тюрьмах», - сказал он, отметив, что одно исключение все-таки имело место в начале года поблизости от границы. Неоднократные звонки в управление тюрем остались без ответа.
Власти Таджикистана и эксперты расходятся во мнениях относительно тенденций в отечественной наркомании. Объем наркотиков растет, цены падают, что ведет к «явному увеличению» числа наркозависимых людей, считает Пулат Джамолов, возглавляющий неправительственную организацию «СПИД Плюс». Многие исследователи разделяют его точку зрения. По словам же директора Национального центра по мониторингу и профилактике наркомании при Минздраве Хушбахта Хасанова, в целом показатели наркомании в РТ с 2007 года сокращаются. По официальным данным, по состоянию на 2010-й в стране насчитывалось около 7 тысяч 400 зарегистрированных наркоманов, тогда как, по оценке Красного Креста, действительное их число колеблется в районе 60-100 тысяч человек.
http://russian.eurasianet.org/node/59284