Deutsche Welle (Германия). Амбиции Казахстана подогрел последний рекордный урожай: в 2011 году в республике собрали почти 27 миллионов тонн зерна в чистом весе. В связи с этим решено увеличить экспорт до 15 миллионов тонн в 2011-2012 маркетинговом году. Вопрос лишь в том, сможет ли Казахстан конкурировать с Россией и Украиной, ежегодный урожай которых в среднем составляет по 50-55 миллионов тонн.
У Казахстана нет прямого выхода к Черному морю, из-за чего до покупателя казахстанское зерно идет в два-три раза дольше, чем из России или Украины, - почти месяц. Кроме того, Казахстан доплачивает $40 за тонну зерна, провезенную через Россию. Пшеницу приходится везти довольно далеко - к портам Черного, Азовского и Балтийского морей. В итоге стоимость тонны зерна превышает $300, тогда как закупочная цена составляет $200-250.
«Транзит через Россию невыгоден не только из-за дорогой и долгой транспортировки, но и потому, что рынок уже занят российским, украинским и европейским зерном», - говорит президент Зернового союза Казахстана Нурлан Тлеубаев. Поставки на рынки Ирана, Афганистана, Турции, Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии гораздо более интересны для Казахстана, считает он.
Частично переориентация экспортных потоков началась. Если еще два года назад Казахстан собирался вложить $100 миллионов в покупку зерновых терминалов на Черном море, то сейчас страна отказалась от этой идеи. «Мы не считаем целесообразным покупать терминалы в Грузии, России или на Украине, нам проще и правильнее строить их на границе с Китаем и Ираном. В Иране у нас есть терминалы, и мы будем строить еще», - говорит ответственный секретарь Министерства сельского хозяйства Казахстана Евгений Аман.
Кроме того, Казахстан намерен наращивать пропускную способность своих каспийских портов Актау и Бейнеу. «Те инвесторы, которые сейчас создадут флот зерновозов на Каспийском море, получат в будущем огромную выгоду. Кто первый это сделает, тот и будет на коне», - уверен президент Зернового союза Казахстана Нурлан Тлеубаев.
Транспортировка через Иран открывает для Казахстана весь Персидский залив, говорят эксперты. Все эти транспортные схемы сделают казахстанское зерно конкурентоспособным по цене - тонна станет дешевле как минимум на $100, чем при отправке через Черное море.