Deutsche Welle (Германия). Для решения гражданских споров жители Таджикистана все чаще предпочитают обращаться к неформальным или духовным лидерам. Таков главный вывод исследования, о результатах которого сообщил фонд «Евразия». Цель исследования - выявить, как жители страны пытаются решить гражданские споры.
25-летний житель Вахдатского района, что в 20 километрах от Душанбе, Рустам совсем недавно разрешил спор с соседом, минуя правоохранительные органы. Молодой человек долгое время не мог добиться возвращения долга и решил найти поддержку на стороне: «Я попросил помощи у священника. Тот поговорил с должником, и спор улажен», - рассказал Рустам.
По его словам, он не стал писать заявление в суд, потому что пожалел соседа. «Вдруг должника бы еще посадили, а у него дети. Кто будет за ними смотреть, если отец попадет за решетку? Я выбрал мирный путь, и считаю, что поступил правильно», - доволен Рустам.
Программный координатор фонда «Евразия» Азимджон Сайфиддинов констатирует, что примерно треть гражданских споров в Таджикистане сейчас решается неформальными лидерами. Среди причин, которые вынуждают людей обращаться именно к ним, он назвал отсутствие доступа к органам правосудия в селах, бедность и коррупцию. «Ну и, наконец, в традиционных общинах силен социальный фактор. Люди во многих случаях не приветствуют вмешательство государства в семейные споры», - пояснил эксперт.
Имущественные вопросы, семейные конфликты, домашнее насилие - те гражданские споры, в разрешении которых участвуют неформальные лидеры. Как говорит Сайфиддинов, посредниками выступают старейшины села, религиозные лидеры, руководители местных махаллинских советов. По его словам, зачастую у посредников отсутствует юридическое образование. Они полагаются на жизненный опыт и решают проблемы безвозмездно, что ставит их в более выгодное положение, нежели официальных судей. «Неформальные лидеры - люди солидного возраста, имеющие влияние в общинах. Решения, которые они принимают, носят рекомендательный характер и, как правило, в небольших населенных пунктах выполняются», - отметил Азимджон Сайфиддинов.
Исламовед Фаррух Умаров считает, что в сельских районах неформальная юстиция действует на основе законов шариата, и государство начинает соглашаться с таким явлением. В качестве примера он приводит решение властей разрешить оформление венчания муллами после официального бракосочетания в ЗАГСе: «Опубликовав этот закон, светский режим косвенно признал факт сосуществования двух систем правосудия». А вот доктор права университета в немецком городе Регенсбург Манучехр Кудратов, говоря о неформальном правосудии, использует юридический термин медиация.
У нее, по мнению эксперта, есть три преимущества. Первое - оперативность в решении споров. «Если судебные тяжбы вместе со сбором документов длятся месяцами, то урегулирование конфликта путем медиации зачастую занимает один день. Во-вторых, стороны спора, обращаясь к посреднику, могут сэкономить на уплате госпошлины и гонораров юридическим фирмам», - перечислил эксперт. Третьим преимуществом он назвал то, что «медиация не ставит целью рассудить спор, выбрав виновного, скорее, решения тут принимаются из принципа, чтобы никто не остался в накладе». Манучехр Кудратов считает, что неформальное правосудие не подрывает устои светского общества, и предлагает властям дать такому посредничеству правовую основу.