06:01
USD 87.45
EUR 101.70
RUB 1.08
Большой тираж

Главной целью визита в Москву главы Туркменистана является судьба Транскаспийского газопровода, пишет

Gundogar (Туркменистан). Его строительство, которое активно поддерживается в ЕС, может ослабить позиции России на европейских газовых рынках.

Во время визита в Москву Бердымухамедов встретился с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. В центре внимания - российско-туркменские экономические отношения. По словам Путина, в 2010 году объем торгового оборота между странами вырос на 33 процента. Это «очень хороший показатель», отметил он и подчеркнул, что российская сторона рада «позитивной динамике». Бердымухамедов пожелал Путину победы на президентских выборах 2012 года.

Российский премьер сконцентрировал внимание на вопросах энергетического сотрудничества в условиях осложнения ситуации на мировых рынках. Он заявил, что «у нас общие интересы поставщиков, и это очень хорошо, что мы с вами находимся в постоянном контакте и координируем наши совместные усилия».

Впрочем, проблема Транскаспийского газопровода на сегодня является фактором, осложняющим двусторонний диалог. Ввиду особенностей географического положения богатый энергоресурсами Туркменистан лишен возможности сбывать богатства на основные мировые рынки - в Европу и стремительно развивающиеся страны Азии. При этом более 70 процентов ВВП страны формируется за счет экспорта нефти и газа. До сих пор фактически единственным каналом сбыта был советской постройки газопровод «Средняя Азия - Центр», соединяющий месторождения Туркменистана, Узбекистана и Казахстана с центральными регионами России. В этой ситуации Туркменистан ищет другие варианты доставки газа до потенциальных покупателей. Наиболее привлекательными из них оказываются европейские потребители, давно стремящиеся к тому, чтобы южно-кавказский и среднеазиатский газ стал полноценным конкурентом «Газпрому».

Стали появляться различные проекты доставки газа с месторождений Азербайджана и Туркменистана в Европу в обход России. Одним из наиболее вероятных сценариев является строительство газопровода по дну Каспийского моря и соединение его с газопроводом «Набукко». В этом году Еврокомиссия получила мандат на прямые переговоры с Ашхабадом и Баку на предмет реализации данного проекта.

Понятно, что Россия выступает против реализации данного проекта. Помимо того, что «Газпром» рискует получить серьезного конкурента на рынках Европы, что неминуемо снизит цену и объемы закупок российского газа, возможны и другие не менее существенные последствия.

Во-первых, Россия потеряет статус транзитной страны - а это является не только экономическим, но и политическим инструментом. Во-вторых, строительство Транскаспийского газопровода сыграет на руку лоббистам газопровода «Набукко», наполняемость которого в этом случае увеличится. При этом реализация проекта «Набукко» снижает шансы на постройку стратегически важного для России «Южного потока».

Несмотря на значительный успех на северном направлении (запуск «Северного потока»), Россия по-прежнему вынуждена вести торг - экономический и политический - с транзитными Украиной и Беларусью. При этом ситуация с «Южным потоком» пока осложняется еще и тем, что на завершающей стадии переговоров произошла «заминка» с Турцией.

В свою очередь, Москва действует в отношении Транскаспийского проекта по двум направлениям - юридическому и экономическому. Неопределенность относительно юридического статуса и разграничения зоны ответственности Каспийского моря в данном случае играет против проекта Транскаспийского газопровода.

Россия лоббирует принятие нормы, согласно которой любые крупномасштабные проекты в зоне Каспия должны быть одобрены всеми прикаспийскими государствами («Конвенция о правовом статусе Каспийского моря»). Однако на данный момент эта идея не получила одобрения у партнеров, из-за чего тормозится дальнейший процесс разграничения зоны ответственности на Каспии (в частности, сорван планируемый на этот год саммит прикаспийских государств).

Помимо этого Россия готова пойти на существенные экономические уступки Ашхабаду. Вероятно, на нынешней встрече Россия сделает Туркменистану заманчивое предложение - увеличение закупок туркменского газа. Еще в 2008 году «Газпром» обязался закупать у Ашхабада 80-90 миллиардов кубов газа в год и давал европейскую цену. Но после взрыва на газопроводе «Средняя Азия - Центр» весной 2009 года закупки туркменского газа прекратились. Они восстановлены лишь в 2010 году, однако с тех пор Москва закупает лишь около 10,5 миллиарда кубов газа в год, что наносит серьезный ущерб туркменскому бюджету. В этих условиях увеличение закупок туркменского газа Россией было бы для Ашхабада выгодным. О том, насколько Москва готова увеличить закупки, чиновники не говорят. В подписанном в декабре 2009 года российско-туркменском газовом соглашении указан потолок - 30 миллиардов кубов в год.

Понятно, что такое количество туркменского газа создаст трудности для «Газпрома» по его сбыту. А в условиях снижения закупок европейскими покупателями российская газовая корпорация может вовсе остаться в большом минусе. Тем не менее, в стратегическом плане нынешние издержки могут обернуться большими выгодами.

Параллельно с этим Россия продвигает строительство Прикаспийского газопровода, маршрут которого практически повторяет маршрут газопровода «Средняя Азия - Центр». Он позволит существенно увеличить закупки газа Россией и тем самым станет хоть и косвенным, но конкурентом Транскаспийскому газопроводу.

http://www.gundogar.org/?02340511906000000000000011000000

Бизнес