О том, что такое «дурной тон», знают многие. Проявляется он по-разному: кто-то не умеет одеваться соответственно месту и времени, кто-то сморкается в рукав, сидя за столом, кто-то рассуждает о высоком, смачно уделывая асфальт плевками, а кто-то считает, что вкушать яства, запивая горячительным, на сцене храма искусства, вполне себе даже комильфо.
Вчера на ленте информационного портала «Вечерний Бишкек» появилась информация о том, что в театре оперы и балета имени А.Малдыбаева депутаты Бишкекского городского кенеша в компании местных толстосумов устроили вечеринку.
Сообщалось, что участники тусовки закатили пир прямо на сцене, где через пару дней собираются блистать звезды мирового балета, представляя зрителям «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Жизель» Адольфа Адана.
В гастрономическом мероприятии на той же сцене, по данным журналистов, участвовали около 20 человек. Банкет, как стало известно позже, организовал сын сбежавшего после кровавого апреля 2010-го экс-премьер-министра КР Данияра Усенова Мурат Усенов.
Не делайте мне нервы!
В информации утверждалось, что среди присутствующих были как рядовые члены БГК, так и их председатель Марат Аманкулов. Последний позже опроверг свое участие в застолье.
Глава БГК клялся, что вообще не знаком с младшим Усеновым и может предоставить сотню свидетелей, готовых присягнуть на Конституции, что он находился в совершенно ином месте. Да и к попойкам в стенах театра Марат Аманкулов, как выяснилось, относится крайне отрицательно.
Журналисты издания извинились за ошибку.
За духовной пищей
Но один из депутатов БГК на вечеринке все-таки был. Племянник известного в Кыргызстане человека – совладельца рынков «Дордой» Аскара Салымбекова - и сын депутата парламента от СДПК Мамытбая Салымбекова Жумабек, похоже, не испытывает морального дискомфорта по этому поводу.
Общаться с журналистами выходец из семьи базаркомов не пожелал, а комментарии раздает через социальные сети. Жумабек Салымбеков искренне недоумевает, почему «культурное мероприятие в театре» вызвало негативный общественный резонанс. Он рассказал, что пошел в театр оперы и балета исключительно «как культурный человек». И подтвердил, что в театре праздновали день рождения его друга. «Каждый отмечает свой день рождения, где хочет. Сначала в театре было представление, после чего открылся занавес, где именинником был организован стол. Никто этого не ожидал. Это стало неожиданностью и для меня», - написал нардеп в соцсетях.
Член столичного кенеша не понимает, чем вызвал столько критики и нареканий в свой адрес. «Сейчас во всех цивилизованных странах мира культурные заведения сдают в аренду свои залы, особенно когда кризис и нет нормального обеспечения… Меня пригласили - я пошел», - пишет Жумабек Салымбеков.
Действительно, что здесь такого? Устраивались же в фойе Русского театра драмы имени Ч.Айтматова кошачьи и собачьи выставки. Почему бы на сцене театра оперы и балета не погрызть баранью ляжку и не откушать элитного коньяку?
Внеплановая репетиция
Понятно, что сами по себе любители светских развлечений появиться на сцене не могли. Разрешение на проведение дня рождения - правда, под предлогом «фотосессии на фоне театральных декораций» - выдал заместитель директора театра Ишенбек Мамбетов.
Такую версию он озвучил на ковре у руководителя храма искусств Тимура Саламатова. «Я уехал вчера из театра рано, часа в четыре. О том, что на сцене театра устроят застолье, не знал. Я разрешил лишь сделать фотографии в оперном театре, но не проводить банкет на сцене. Я дал согласие только на фотографирование. А что тут такого? К нам часто обращаются с подобной просьбой фотографы, киношники и другие творческие люди. О банкете я узнал сегодня утром. Мне даже в голову не могло прийти, что люди устроят застолье на сцене театра. Я бы не дал разрешения», - сказал Тимур Саламатов и предположил, что, может быть, угощения на столе были… бутафорскими.
Но закуски и спиртное были более чем натуральные. Об этом совершенно не знал и Мамбетов, который уверяет, что разрешил только пофотографироваться полчаса какому-то «доверенному лицу». Имени этого лица он, однако, журналистам не назвал - видимо, страшная тайна. По его словам, после 17.00 к нему обратился знакомый парень, который частенько помогал театру с поиском спонсоров. Он попросил пропустить его знакомых в театр на 20-30 минут, чтобы сделать фотосессию. «Я разрешил. А сейчас выясняется, что они устроили там кофе-брейк, и фотографии с него попали в Интернет. Я их, кстати, еще не видел, их должны распечатать и принести», - сказал Ишенбек Мамбетов.
Отрицал замглавы театра и то, что вчера вечером был на работе. Хотя, по словам сотрудников Минкультуры, Ишенбек Мамбетов там все-таки был и даже встретил приехавших туда после появления скандального материала в СМИ помощника министра и пресс-секретаря вопросом: «А вы что тут делаете?»
Грубый век, грубые нравы
Кстати, о Министерстве культуры, информации и туризма. Начальник управления развития искусства и профессионального образования Болот Осмонов пообещал, что с теми, кто разрешил вчера застолье на сцене театра оперы и балета, будут разбираться.
Как отметил чиновник, о банкете он тоже узнал вечером из Интернета. «Министр культуры также в курсе произошедшего. Он сразу направил в театр помощника и пресс-секретаря, которые встретились с замдиректора Ишенбеком Мамбетовым. На вопрос, кто эти празднующие люди, замдиректора ответил, что это спонсоры театра. Правда, сегодня Мамбетов отказывается от своих слов и говорит, что не произносил подобного», - сказал Болот Осмонов и посетовал, что уровень культуры у людей совсем упал, если они позволили себе есть, выпивать, гулять в храме искусства. «Разве во времена Кулийпы Кондучаловой такое себе позволили бы?» - сокрушается Болот Осмонов.
Интересно, а знает ли представитель Минкультуры, что в 2006 году гражданский активист Эдиль Байсалов связывал себя узами Гименея в Малахитовом зале этого же театра? Может, накрытых столов там и не стояло, но регистрация брака была. А среди приглашенных – бомонд того времени, и их тоже не смутило, что молодые брачуются под сводом храма искусств.
Дырявый плащ Мельпомены
Безусловно, закатывать вечеринки на сцене, где пели Булат Минжилкиев и Сайра Кийизбаева, танцевала Бюбюсара Бейшеналиева, – верх бескультурья и безнравственности. Но… отечественной Мельпомене выживать как-то надо. Из года в год расходы на культуру и образование ввиду дефицита бюджета сокращаются. Руководителям местных театров все трудней и трудней содержать вверенные их заботам культурные заведения. Поэтому, наверное, и грань между «можно» и «нельзя» стерлась в пыль. Там, где балом правит хрустящая купюра, нет места духовности.
Чиновники и бизнесмены, устроившие тусовку в театре, до боли напоминают персонажей бессмертных произведений Александра Островского: богатые молодые купчики с гусарской бравадой прогуливают состояния своих папаш, а в театр приходят на барышень в лорнет поглазеть. Это в лучшем случае. На деле же они больше похожи на героев сатирических рассказов Михаила Зощенко, которые ценность живописных полотен измеряли кубометрами сухих дров и изображенной на них дичью.