02:24
USD 87.00
EUR 90.64
RUB 0.85

Не видать школьникам планшетов?

Многим стоит поучиться мастерству наших чиновников раздавать красивые обещания. Накануне блага сулили школьникам: в 2016 году в рамках программы «Умная школа» не менее 1 тысячи общеобразовательных учреждений будут подключены к Интернету. И с переходом на электронное образование каждый (!) ученик будет обеспечен планшетом.

По данным правительства, школьник затрачивает 30 процентов своего времени на поиск материала и столько же — на пролистывание, лишь 12 процентов на чтение материала, и остальное время уходит на переписывание нужной информации. Наличие же планшета, по словам премьер-министра Темира Сариева, позволит школьнику сэкономить 60 процентов своего времени и потратить его продуктивно. «Средства для этой цели в бюджете страны уже заложены», - заверил глава кабмина.

Сколько? На это в пресс-службе правительства не смогли ответить. Зато в Министерстве образования и науки дали более чем понятный ответ на вопрос, когда начнут выдавать планшеты и предназначены ли они для всех учащихся школ или только для старшеклассников. «Пока об этом речи не было. О планшетах у нас никто ничего не знает», - признались в пресс-службе ведомства. Там знают только о программе «Умная школа», на которую и предусмотрены средства - 100 миллионов сомов на оплату услуг интернет-провайдеров.

Мечтать не вредно

Доверчивые школьники, услышав вчера новости по радио в общественном транспорте, наперебой рассказывали родителям о многообещающем нововведении. «Сказки! Сколько у нас школьников по республике? Миллион. Может, 0,001 процента из них и получат планшеты. Но как долго протянет техника? Даже у взрослых она ломается, что уж говорить о детях. У людей зрение садится от книг, а тут ребенок будет в школе с планшетом, дома – с компьютером, плюс игры в телефоне. Что станет с глазами?!» - поделилась своим мнением мать шестиклассника столичной школы Тамара Акматова.

«Хорошо, в рамках проекта подключат школы к Интернету, а потом? Все траты снова повесят на родителей. И так мы оказываем стабильную «спонсорскую» помощь – 5 тысяч сомов в год. А еще на ремонт, в классную копилку… В этом году повезло: всем учебников хватило, в прошлом году несколько книг покупать пришлось. Считаю, что деньги на планшеты будут просто выброшены в мусорное ведро. На эти миллионы лучше бы закупили для всех учебники», - добавила женщина.

А как же нетбуки?

По данным Минобразования, озвученным в начале 2015/2016 учебного года, школы в республике обеспечены учебниками всего на 78 процентов. Но это не мешает мечтать о более дорогих планшетах. Впрочем, идея эта не нова. Еще в марте 2012-го Темир Сариев, будучи министром экономики и антимонопольной политики, поднимал вопрос о переходе от обучения по учебникам на планшетники. Тогдашний министр образования и науки Канат Садыков привел в пример Грузию, где учащимся первых классов раздали бесплатно более 60 тысяч нетбуков.

Месяцем ранее – в феврале 2012-го - на национальном форуме Канат Садыков рассказал о программе «Интерактивная школа», в рамках которой «начинается реализация проекта по обеспечению школьников нетбуками». «Пилотная программа будет внедрена до 2020 года не менее чем в 200 школах Кыргызстана. Ежегодно из каждого района будут отобраны по две школы, учителя которых имеют соответствующие знания и желание использовать интерактивные методы обучения. Школы будут подключены к сети Интернет, что позволит преподавателям внедрять информационные технологии. Планируется, что на данные цели ежегодно государством будет выделяться не менее $10 миллионов», - цитировали в СМИ министра.

Много ли учащихся получили обещанные нетбуки? Пресс-служба Минобразования уточняет. Скорее всего, идея так и осталась на бумаге. Иначе чиновники давно бы отчитались о ее реализации. Хотя до 2020-го еще можно успеть воплотить задуманное в жизнь.

Дань времени?

«Я понимаю, что нужно двигаться в ногу со временем, но дети же писать разучатся! – размышляет мама девятиклассницы. - Если планшеты еще и к Сети подключат, школьники отвлекаться будут. Пол-урока они посвятят предмету, а оставшееся время будут бороздить просторы Интернета и свои страницы в соцсетях. Раньше в школьной программе были Основы информатики и вычислительной техники (ОИВТ). Просто необходимо пересмотреть преподавание данного предмета с учетом нынешних технических реалий и возможностей. На мой взгляд, этого достаточно».

Директор учебно-воспитательного комплекса-гимназии №9 Валентина Лисниченко задается вопросом, есть ли сейчас острая необходимость в планшетах, когда существуют более важные проблемы. «В Бишкеке практически половина школ нуждается в капитальном ремонте. Очень много старых зданий. При этом на содержание общеобразовательных учреждений сегодня не выделяется ни копейки. Школы фактически существуют за счет родителей. Даже на мел и тряпки приходится собирать средства. За счет бюджета финансируются только зарплата и частично коммунальные услуги», - говорит она.

«Но планшеты могут решить проблему нехватки учебников. Вопрос, есть ли у нас электронные учебники? Это ведь тоже проблема. Одно дело вручить ученику планшет, а другое –необходимое программное обеспечение, - отмечает Валентина Лисниченко. - С другой стороны, наши дети должны приобщаться к новым образовательным технологиям».

Читайте, дети, книги!

А тем временем учитель русского языка и литературы Наталья Петровна ищет в Интернете информацию, как приучить детей к чтению. «Как? Если дома у некоторых учеников есть только учебники, а у половины класса только одна-две книги сказок?! Радует, что хоть несколько старшеклассников смогла заинтересовать. Художественную литературу ношу им из личной домашней библиотеки. Лишь бы читали, кругозор расширяли. Не хотят дети учиться, знают, что двойки, пусть и заслуженные, не поставят. Поставит учитель «неуд», сам и виноватым будет, мол, недоработал, не научил, не поддерживает связи с родителями, - сетует она. - Помогут ли планшеты повысить качество образования? Если да, то пусть внедряют».

Бизнес