Депутаты Бишкекского горкенеша постоянно критикуют деятельность муниципального предприятия «Тазалык». За антисанитарию, сломанные мусорные контейнеры, задолженность и еще много за что. Власти обещают кардинально изменить ситуацию, в том числе благодаря деньгам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Уже заключены договоры на поставку спецтехники, поступают новые баки. Всего, по словам вице-мэра Эркинбека Исакова, в рамках проекта закуплено 5 тысяч новых контейнеров, из которых 1,8 тысячи уже поставлено на базу.
- Почему сегодня не меняют контейнеры? Через полгода новенькие баки, купленные по 269 евро каждый, в то же самое состояние придут, если за ними не будут смотреть, - заявил он на последнем заседании постоянной комиссии горкенеша по ЖКХ, ТЭК и транспорту 27 января 2016 года. - По проекту предусмотрена реконструкция контейнерных площадок. Мы их сейчас обустраиваем, по новому основанию контейнеры будут скатываться, и не будут биться колеса.
Глава МП «Тазалык» Рыспек Сарпашев сообщил сегодня ИА «24.kg» о том, что замена уже началась. Пока установили около 300 баков.
На пересечении улиц Исанова и Токтогула – практически идеальный пример замены. Чуть дальше (на Исанова/Боконбаева) «установкой» сильно не озадачивались. Тазалыковцы нашли гениальное решение: старые баки валят набок, и ничего, что они с мусором, на их же месте ставят новые. Красота! А где же обещанные организованные мусорные площадки?
- Тендер на них мы уже провели, победитель определен. Бог даст, в конце февраля – начале марта начнется устройство новых площадок, с навесами, как положено. Все будет цивилизованно, - обещает Рыспек Сарпашев. – А пока в некоторых местах мы сделали бетонные основания или поставили контейнеры на асфальт.
- А почему старые контейнеры валяются? – уточняю у него.
- Где валяются?
- На Исанова/Боконбаева.
- Там еще ничего не меняли, только на Исанова-Токтогула, - уверенно отвечает глава «Тазалыка».
- Я же своими глазами видела!
- У меня на столе лежит дислокация мусорных контейнеров, нет там новых баков, - подчеркивает Рыспек Сарпашев. – Возможно, там стоят старые евроконтейнеры, которые к нам в 2008 году поступили, полукруглые, старого образца. Новые - без крышек.
- Именно такие там и стоят, а старые валяются, - настаиваю.
- Не знаю, где и что валяется. Отправлю сейчас людей проверить, - обещает начальник. - Там один контейнер лежит?
- Шесть.
- Да не может быть! – снова негодует Рыспек Сарпашев.
Однако буквально через несколько минут он перезванивает и уточняет:
- Там, оказывается, замена идет. Сегодня утром начали расстановку новых контейнеров.
- Фотографии в соцсетях еще вчера появились…
- Послушайте, сегодня ночью все старые контейнеры заберут, поставят на базу, отремонтируют и обратно расставят по городу. Часть пришла в негодность: жители, люди постоянно воруют колесики и продают их. На базаре одно колесо стоит 300-350 сомов. На один бак нужно четыре колеса, подсчитайте, получается 1,4-1,5 тысячи сомов. Для бомжей это выгодный бизнес.
- А с новых контейнеров уже снимают колеса?
- Пока только один такой случай был на Чуй/Свердлова. Мы уже заменили.
Председатель комиссии горкенеша по ЖКХ, ТЭК и транспорту Павел Десятников считает, что колеса отлетают от «такой эксплуатации».
- На 127 миллионов контейнеров и имущества передано, и ни одного договора, кто несет за это ответственность, отдали и забыли, кто эксплуатирует, когда ремонт нужно проводить… Когда нет персональной ответственности за сохранность муниципального имущества, приобретенного за деньги налогоплательщиков, работники, к сожалению, становятся безответственными. Поэтому нужно закрепить ответственность водителей мусоровозов и мастеров за контейнеры, находящиеся на их участках. Пока же у семи нянек, как говорится, дитя без глазу, - говорит нардеп. - Мы этот кредит брали, в первую очередь, для жителей. А сегодня новые контейнеры, рассчитанные только для нужд населения, начинают использовать для хозрасчетной деятельности. При этом 70 миллионов сомов по хозрасчетной деятельности «Тазалык» собрать не может.
Пару дней назад в мэрии Бишкека отчитались о работе за 2015 год. Согласно отчету, средняя зарплата водителей МП «Тазалык» выросла с 8 тысяч до 50 тысяч сомов. Теперь им есть что терять. Может, все-таки стоит закрепить персональную ответственность за сохранность мусорных контейнеров? Или эти баки до конца эксплутационного срока не доживут.