23:30
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97

На чужом горбу в банкетный зал

Кыргызстан – небогатая страна с большими амбициями. Более удачливые соседи не дают нам покоя, и мы пытаемся стать не хуже. Правда, для этого государство все чаще ныряет в карман простого гражданина.

Летный коллапс

Кыргызским авиакомпаниям запретили летать в Европу, и решить эту проблему мы пытаемся многие годы. Но вот когда цель уже близка, на нашем пути к открытому небу вновь оказываются препятствия. В ближайшие 2-3 года в аэропорту «Манас» - главной воздушной гавани страны - встанет вопрос о реконструкции взлетно-посадочной полосы, построенной в 1974 году.

На ее состояние влияет и увеличение количества рейсов. За 2008-2014 годы их количество возросло на 45 процентов. Задумались и о строительстве второй «взлетки».

А следующей осенью Кыргызстану принимать лидеров стран СНГ. Юбилейные мероприятия Содружества пройдут в нашей стране. Согласитесь, хороший повод, чтобы показать партнерам успехи в экономическом и социальном развитии. А что увидят в первую очередь? Правильно, хорошую инфраструктуру. В нее-то и вкладываются в первую очередь. Для этого Минтранс затеял капитальный ремонт дороги Бишкек - аэропорт «Манас».

Идея-то хорошая. Только вот никак не наберет проект нужные обороты. Сначала ссылались на проблемы с бордюрами. Позже появились данные об отсутствии денег на ремонт. Но в правительстве догадки населения тут же опровергли.

Хочешь ездить - плати

Однако в итоге Министерству транспорта пришлось признать, что ремонтировать дорогу будут за счет налогоплательщиков. На общественное обсуждение вынесли проект постановления правительства об увеличении сбора с пассажиров в аэропорту.

«Разработан документ в целях дальнейшего развития международных аэропортов и капитального ремонта автодороги Бишкек - аэропорт «Манас». Взимать аэропортовый сбор рекомендуется с 1 декабря 2015 года», - поясняется в справке-обосновании.

Сейчас сбор в $10 взимается только в двух аэропортах – Бишкека и Оша. Однако в будущем правительство хочет не только увеличить до $15 плату для пассажиров, летающих международными рейсами, но и ввести сбор и в остальных пяти воздушных гаванях страны.

«Если аэропортовый сбор увеличат на основании постановления правительства, то с юридической точки зрения все законно. Как гражданин я согласен с идеей. Аэропорту необходимо развиваться. Все будет хорошо. И дорога к нему тоже должна быть хорошей. Все нужно делать в стране, делать за деньги», - заявил ИА «24.kg» директор правозащитного центра «Вигенс» Владимир Плужник.

Однако такой точки зрения придерживаются далеко не все. В социальных сетях тут же вспомнили о том, что, например, лететь из Москвы в Бишкек дешевле, чем обратно. Именно поэтому россияне десять раз подумают, прежде чем потратиться на поездку в КР. Увеличение аэропортового сбора ситуацию только усугубит.

«Честно говоря, сложно комментировать такие «чудесные» идеи. На ремонт дорог в стране ежегодно тратят огромное количество средств – и кредитов, и грантов. У меня как гражданина возникает предложение: может, меньше воровать надо? Тогда и не надо повышать аэропортовые сборы для ремонта дороги. Если говорить с точки зрения бизнеса, то эффект тоже отрицательный. С одной стороны, мы говорим об открытом небе, а с другой - увеличиваем стоимость билетов, нагрузку. Такими путями мы никогда не сможем создать хаб в стране», - считает президент Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева.

Корпоратив и подарки – дело святое

В Министерстве транспорта поспешили оправдаться. Дескать, не все средства от увеличения аэропортового сбора пойдут на капитальный ремонт дороги. За счет этих денег станет возможным техническое перевооружение, оснащение оборудованием светосигнальной системы летного поля и инструментальной системы посадки. Также деньги потратят на реконструкцию международных аэропортов «Манас», «Ош», «Каракол», «Иссык-Куль» и «Баткен».

В Министерстве экономики и вовсе не видят проблемы в увеличении сбора. Заместитель главы ведомства Кылычбек Джакыпов на вопрос корреспондента ИА «24.kg» напомнил, что изначально была идея запросить финансовую помощь для капремонта трассы у доноров. Но потом решили (в кои-то веки) обойтись своими силами. Вернее, силами населения. Почему бы ему, необычайно богатому, еще не поделиться с государством?

Внутренние резервы. Оно вроде и правильно. Внешний долг страны - у критической отметки. Только вот в разгар шумихи вокруг увеличения сбора аэропорт «Манас» разместил на портале госзакупок два любопытных объявления. Он готов потратить на проведение новогоднего банкета 1 миллион 449 тысяч сомов, а на новогодние подарки и того больше – 3 миллиона 40 тысяч. Получается, один подарок обойдется в среднем в 800 сомов, а вот радоваться наступлению нового года манасовцы будут за 4,5 тысячи на человека.

Вот такая занятная экономика. На ремонт дороги средств нет, но экономить на себе любимых в государственных структурах как-то не привыкли. 

Бизнес