21:01
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

World Press Photo. Думать, сопереживать

В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева открылась выставка работ-победителей международного конкурса World Press Photo 2014. Организаторы путешествующей экспозиции привезли в Бишкек около 140 снимков.

World Press Photo – самый авторитетный международный ежегодный смотр фотожурналистики. Международное независимое жюри, состоящее из профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ, оценивает работы претендентов в 9 категориях. За две недели работы членами жюри отсмотрено более 103 тысяч снимков 5 тысяч 666 авторов из 124 стран. В феврале 2014 года в Амстердаме финал прошел в 57-й раз.

Каждый год после объявления результатов конкурса выставка работ-победителей два месяца демонстрируется в Амстердаме, а затем отправляется путешествовать по миру. В среднем ее ежегодно посещают около 2 миллионов человек. В Центральной Азии выставка проходит во второй раз: в декабре в Астане и Алматы, в январе – в Бишкеке.

«World Press Photo - это всегда больше о войне, чем о мире. Среди более 100 тысяч снимков, присланных на конкурс, есть работы и молодых фотографов, и профессионалов, но главное требование - это злободневность», - говорит один из организаторов и кураторов выставки Эрик де Круйф.

Главный приз в номинации «Фотография года» достался Джону Стенмайеру из США за снимок, на котором изображены мигранты из Африки, которые ночью на морском берегу в городе Джибути держат в поднятых вверх руках мобильные телефоны, пытаясь поймать дешевый сигнал из соседней Сомали - слабую ниточку, связывающую их с родственниками за рубежом. Джибути является перевалочным пунктом для транзитных мигрантов из Сомали, Эфиопии и Эритреи, которые в поисках лучшей жизни мечтают перебраться в Европу и на Ближний Восток. Важно отметить, что фотография также получила первый приз в номинации «Проблемы современности».

Протесты на улицах города Банги в Центральноафриканской Республике; карликовый шимпанзе в заповеднике в Демократической Республике Конго; солдаты на похоронах командира в Мьянме; египетские культуристы позируют с матерями; пума в парке Гриффита в Лос-Анджелесе; группа слепых мальчиков-альбиносов в школе-интернате Вивекананды в Индии; повстанцы в Дамаске; женщина на похоронах Нельсона Манделы в ЮАР. Рядом с каждым снимком табличка с историей.

Когда зрители устремились к стендам с фотографиями, я поспешила к Эрику де Круйфу.

- Чем нынешняя выставка отличается от предыдущей?

- Каждый год у конкурса разное жюри, что подразумевает разные мнение, взгляд, выбор. И здесь важно понимать, что оценка фотографий – не научное исследование, это зачастую вопрос вкусов. Снимки 2014 года рассказывают о жизни более тонкими способами. Не изображаются напрямую убитый человек или его тело, а показывается, к примеру, фотография его одежды. И уже снимок рассказывает зрителю о том, что пропал подросток, нашлась лишь его одежда, глядя на которую зритель понимает, какие серьезные и трагические события произошли в чьих-то судьбах.

И хотя может показаться, что в нынешней выставке много фотографий, показывающих ужасные стороны жизни, в ней достаточно и позитивных снимков о простой жизни, ее радостях, красоте, людях, спорте.

- Есть ли среди членов жюри конкурса фотографы из Центральной Азии?

- Недавно в жюри был специалист из Азербайджана, поэтому с некоторой натяжкой можно сказать, что ваш регион в нем представлен. Мы набираем в жюри тех людей, которые понимают, что происходит в мире. При этом мы рассматриваем их со всех сторон: из какого города, страны, мужчина или женщина, работник музея или фотограф, его возраст и так далее.

- Почему выставка World Press Photo так долго не приезжала в Кыргызстан?

- К сожалению, это не от меня зависит. Выбор страны, города, поиск и аренда места проведения, его времени – обоюдная работа дипмиссий стран, культурных учреждений, общественных организаций. Необходимо, чтобы кто-то оплатил перелет, транспортировку работ, размещение. Нужна помощь местных кадров. Поэтому спасибо посольствам Королевства Нидерландов и Канады, ОБСЕ, ОФ «Наш голос» в Кыргызстане и другим за помощь.

- Какой из привезенных снимков ваш самый любимый?

- Я пересмотрел все снимки уже множество раз, и всякий раз мнение меняется. В какой-то момент я открываю для себя что-то новое и влюбляюсь в одну фотографию, в следующий раз – в другую. Самая любимая сейчас – эти две большие обезьяны.

- Назовите главную причину, почему кыргызстанцам непременно нужно увидеть фотовыставку.

- Основная ее идея – окно в мир. Все эти снимки показывают, как люди живут и что происходит в разных уголках земного шара. И все эти мгновения зафиксированы фотокамерой.

Фото ИА «24.kg».

Бизнес