01:43
USD 87.00
EUR 90.64
RUB 0.85

Граница ЕАЭС: кто кого проверяет и о чем «мамой клянутся» бизнесмены

После вступления в ЕАЭС, упростив процедуру проезда через границу, Кыргызстан получил новую проблему: уж слишком дешевый импорт, который к тому же еще и плохо поддается учету. А как следствие - фискальные службы стали недополучать налоги. Чтобы навести порядок, правительство инициировало систему раннего уведомления о ввозимых в страну товарах.

Предприниматели выразили недовольство: по их мнению, такой подход отнимал больше времени, а соответственно и денег, чем простое заполнение талонов. Правительство пошло им навстречу и приостановило действие системы уведомления, которое должно было вступить в силу 10 марта 2016 года. Чтобы лично убедиться, знают ли импортеры о временной отмене уведомлений, а также проверить жалобы о якобы имеющихся проверках со стороны фискалов при прохождении границы, глава ГНС Замирбек Осмонов проинспектировал два контрольно-пропускных пункта кыргызско-казахской границы.

В Багдаде все спокойно

КПП «Ак тилек»: ветер никак не разгонит облака, через которые пробивается тусклое солнце. Около десятка водителей фур стоят в очереди за талонами. Тишина.

Главного налоговика страны встречает начальник контрольно-пропускного пункта.

«К нам поступают некорректные данные по талонам, говорят, бывали случаи, что по одному талону проезжали 2-3 машины, конечно, это доказать трудно, но надо жестко следить за этим», - сказал Замирбек Осмонов начальнику КПП. Тот согласился и пояснил, что у них тоже возникает подозрение, если провозят уж слишком дешевый товар. Но когда они интересуются у предпринимателей, откуда такие «супердемократичные цены», те «мамой клянутся», что по таким и брали, и вежливо говорят, мол, не ваше это «пограничное дело» - товары проверять. Впрочем, погранцы и не лезут не в свое дело, у них своих обязанностей хватает. Их задача - перекрыть поставки наркоты, оружия, взрывчатки и нелегалов…

Глава фискальной службы попросил обращать особое внимание на паспортные данные импортера, наличие прописки, ИНН, чтобы в случае неуплаты налога можно было найти недобросовестного предпринимателя.

И тут Замирбек Осмонов решает, что называется, пойти в народ, чтобы узнать из уст водителей, легче или труднее стало работать после вступления в ЕАЭС.

Средних лет мужчина особого восторга с момента открытия границ, судя по его первой реакции, не почувствовал.

- Это днем вот так спокойно, а вечером постоянно очередь создается с обеих сторон, - сказал он.

Любознательные журналисты сразу же спросили, из-за чего очередь.

- Ну, это вопрос не ко мне, - ответил он. - Наверное, потому, что грузовые авто днем загружаются и к вечеру подъезжают к границе.

Мда… Мы-то думали, сейчас он всю душу раскроет, расскажет, как здесь идут дела «от заката до рассвета».

Вполне возможно, что некоторые особо впечатлительные граждане, видя многокилометровую очередь большегрузных фур, думают, что она создается из-за бюрократических проволочек.

По версии начальника КПП, дело происходит так: несколько предпринимателей загружают свой товар в одну автомашину, и если одна фура везет ценности пяти бизнесменов, то следует заполнить пять талонов, что, естественно, занимает время. К тому же, по словам погранцов, если авто небольших размеров, они разрешают двум-трем заехать на территорию осмотра, чтобы быстрее пропустить их.

Чем меньше – тем лучше. Кому?

Помните, как в начале 90-х людям раздавали талоны на продукты? Тогда чем больше их было, тем, казалось, лучше. На границе свои нюансы: чем меньше объем товара, тем лучше. Для недобросовестных бизнесменов, конечно.

Как рассказал Замирбек Осмонов, в инспекцию поступали жалобы, что налоговики тоже умудряются проверять товар на границе, но из тех, с кем он беседовал, никто не пожаловался на фискальные службы.

По его словам, главной проблемой остается занижение реального количества и цены ввозимого товара.

«Если фура, скажем, везет 40 тонн, в талоне указывают пять. Это уже работа финансовой полиции, но и мы будем помогать ловить недобросовестных предпринимателей, выводить их на суд общественности, экономическим путем наказывать», - сказал он.

На вопрос журналистов, как быть, если человек действительно купил товар по низкой цене, глава налоговой службы пояснил, что между странами ЕАЭС налажен информационный обмен, и не составит труда выяснить, действительно ли товар куплен по той или иной цене. Он отметил, что в Жогорку Кенеше сейчас находится на рассмотрении закон, который устанавливает минимальные цены на перечень ввозимых товаров.

«Что с ценами на муку?» - спросили журналисты.

«Цена на нее входит в русло. Сегодня только разговаривал с КПП «Чон Капка», что в Таласской области, если до этого показывали цену в 2-3 сома, то сегодня указывают уже 8-9 сомов. Постоянный контроль со стороны Финпола и выявление недобросовестных предпринимателей научат их порядку», - пояснил он ситуацию с мукой.

В обычном режиме

Контрольно-пропускной пункт кыргызско-казахской границы «Ак-Жол» предназначен для прохода граждан.

Открываем двери машин и едва успеваем заткнуть нос: первая мысль - неужели протух товар в 40-тонном большегрузе, перевозящем яйца? Но все проще: рядом с КПП расположилась ферма, которая время от времени радует своими «ароматами».

Если не принимать во внимание «парфюмерную кампанию», пункт действует в обычном режиме. По обе стороны границы тянется нескончаемая вереница людей. Кто-то едет в гости, кто-то отправился по делам, кто-то следует транзитом…

С кыргызской стороны все требования ЕАЭС выполняются, фискальной проверки нет. Если и есть проблема, то только заниженное количество некоторых видов импортных товаров.

«Мы не можем проверять объем товара на границе, это противоречит принципам ЕАЭС. Но и предприниматели должны понимать, что, ввозя неучтенные товары, нарушают закон. Правительство будет максимально упрощать процедуру прохождения границы, но при этом должны сохраняться интересы государства, должен быть баланс», - завершил свой краткий вояж глава ГНС Замирбек Осмонов.

Сколько времени потребуется, чтобы научиться соблюдать этот баланс, пока неизвестно. Процесс этот двусторонний. Государство свой шаг сделало. Жалобы на то, что налоговики в нарушение закона проверяют ввозимые товары, в ходе рейда не подтвердились.

Бизнес