08:35
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94

Мода на тонировку: ДПС бессильна

Бишкек за последний год превратился в город оперативников или бандитов. Количество тонированных машин, в основном дорогих внедорожников и легковых иномарок бизнес-класса, ежедневно увеличивается. ДПС Бишкека объявила журналистам об очередном рейде под кодовым названием «Тонировка», который продлится неделю. Корреспондент ИА «24.kg» решил самостоятельно посмотреть, кому так необходим ограниченный обзор.

Сегодня штраф за тонировку передних боковых стекол - две тысячи сомов. Рейды по выявлению нарушителей приносят разовый результат. Через несколько дней после оплаты штрафа владельцы дорогих иномарок вновь спокойно нарушают закон.

Ничего не вижу

В первый день рейда возле ЦУМа инспекторы выписывали штрафы в основном за неправильную парковку. Со стороны улицы Шопокова блюститель порядка стоял в стороне и наблюдал за плотным потоком движения. Среди простых смертных были и так называемые неприкасаемые. За несколько минут проехало несколько тонированных иномарок, инспекторы ДПС почему-то не обратили на них внимания. В двадцати метрах от инспектора стоял очередной джип, передние стекла машины тонированные. Кто он - сверхсекретный оперативный сотрудник или просто коммерсант, имеющий возможность нарушать закон,- остается только догадываться.

Дань моде?

В этом году ДПС разрешения на тонировку не выдавала. Как рассказали в службе ИА «24.kg», действует постановление правительства, согласно которому определен перечень спецсредств, требующих тонирования передних боковых стекол. Количество машин и марки не разглашаются. Объяснение есть: это делается в целях безопасности охраняемых лиц и при сопровождении специальных автоколонн.

Допустить, что в силовом блоке есть несколько дорогостоящих джипов, можно. Но откуда взялись десятки, если не сотни дорогих иномарок, за рулем которых чаще всего молодые парни и девушки. Кто они? Современные чекисты или оперативники из МВД? Или тонировка – это все-таки демонстрация вседозволенности?

Как рассказал один из водителей, разрешение он достал «по своим каналам». Мужчина лет 45-50 с улыбкой признался, что немодно на таком джипе ездить без тонировки.

Остановишь - уволят?

Инспекторы ДПС, видимо, боятся повторения истории 2012 года, когда наряд остановил дорогой внедорожник экс-генпрокурора Аиды Саляновой. Тогда в отношении ДПС и ППС ГУВД Бишкека Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий с применением оружия или специальных средств». Все закончилось примирением, но какой ценой? Сотрудников, честно исполнявших свой долг, уволили из органов.

Разрешить нельзя запретить…

Одним из инициаторов закона о тонировке был депутат V созыва ЖК Данияр Тербишалиев. «Мы предложили разрешить тонировку передних боковых стекол всем гражданам без исключения, как во всем цивилизованном мире. Второй вариант - разрешить тонировку на платной основе, как в Таджикистане. К сожалению, в силу коррупционных причин вопрос до сих пор не решен», - рассказал он ИА «24.kg».

По его мнению, на практике нет ни одного случая, когда тонировка явилась причиной аварии. Кроме того, он уверен, что такое покрытие в странах с жарким климатом просто необходимо, а запретами и рейдами проблему не решить.

«Мы нарушаем права граждан, такими темпами завтра нам запретят ездить в темных очках. В Кыргызстане, России и Казахстане решить вопрос запретом на тонировку невозможно. Будут те, кто все равно использует свое положение и влияние»,- продолжил он.

Член гражданского союза «За реформы и результат» Тимур Шайхутдинов считает, что тонировка передних боковых стекол не нужна.

«Чтобы выдача разрешений не порождала коррупционные схемы, полную тонировку нужно запретить для любого личного автотранспорта, кому бы он не принадлежал. Участившиеся в СМИ скандалы вокруг незаконной выдачи разрешений еще раз показывают, что необходимы реформы в милиции. В ДПС, как в самой проблемной структуре, должны состояться наиболее радикальные преобразования, вплоть до обновления через открытый конкурс личного состава», - считает он.

К единому мнению о тонировке ни законотворцы, ни МВД до сих пор прийти не могут. Глава Общественного совета МВД Ялкун Даутов считает, что штраф в две тысячи сомов не решит проблему.

«Нужно прописать в законе, чтобы за первое нарушение был более высокий штраф, а если за повторное - лишение прав на вождение автомобилем. Считаю, что при объединении ДПС и ППС количество тонированных машин заметно снизится. С нарядом на постоянной основе должны работать сотрудники полка специального назначения. Также нужно в срочном порядке оснастить сотрудников нагрудными видеорегистраторами», - рассказал он.

Известный в Кыргызстане основатель движения «Сафари» Болот Ибрагимов, который выявляет нарушения сотрудников ДПС, поделился с ИА «24.kg» мнением, почему редко останавливают тонированные машины.

«Инспекторы ДПС в прямом смысле опасаются останавливать дорогие авто с тонировкой. На них ездят разного рода влиятельные силовики, государственные чиновники и их родственники. У них есть рычаги давления на инспекторов, но не разрешения на тонировку. Все боятся», - сказал он.

Бизнес