Из года в год правительство заставляет латать дыры в бюджете Кыргызстана таможню и налоговиков. Именно здесь, по мнению каждого премьера, и кроются «золотые запасы» бездонной казны. В налоговой, впрочем, это и не отрицают и даже готовы рассказать, где спрятаны миллионы. Вернее, разлиты. Ведь львиная доля теневого оборота и неуплаты налогов в стране приходится на производство водки.
Сегодня председатель ГНС Замирбек Осмонов лично проверял, есть ли «лишняя» продукция на столичном винно-водочном заводе. Ну и журналистов с собой прихватил. Мол, пусть общественность знает, как ГНС заставляет платить налоги.
«По итогам 9 месяцев 2015 года выполнение индикативного плана по сбору акцизов неплохое – 85 процентов. Но картина не такая радужная. Львиная доля налогов (около 70 процентов) приходится на водочный акциз, а его собираемость всего 49,7 процента. Это говорит о том, что мы недостаточно контролируем отрасль. Мы стараемся, но это тяжело. Раньше у государства был мощный рычаг – полный контроль производства спирта. Затем монополию отменили, и сейчас практически у каждого крупного производителя алкоголя есть спиртовой завод. Контролировать продажу водки стало значительно сложнее», - сетует Замирбек Осмонов.
Ситуация настолько сложная, что государству пришлось вводить дополнительные меры контроля. В конце мая кабмин принял постановление о дополнительных условиях лицензирования производителей горячительного напитка. Всех обязали установить на производстве камеры наблюдения и расходомеры. Данные о любых перемещениях на заводах передаются в налоговую в режиме онлайн. Количество произведенной водки учитывает специальный счетчик.
«Нам скрывать нечего, поэтому мы первыми согласились на установку камер видеонаблюдения и расходомеров. У нас две линии, поэтому и закупать пришлось два комплекта оборудования. Зато так проще. В ГНС всегда знают, что мы честно платим все налоги», - говорит директор завода Эрнис Кадыров.
Зато крупные производители алкоголя радоваться нововведением не спешат. ОсОО «Аю» и ОсОО «Алко трейд», имеющие лицензию на производство водки, подали в суд на решение ГНС установить камеры и расходомеры. Правда, в суде первой инстанции проиграли. Сейчас разбирательство продолжается в Бишкекском межрайонном суде.
«Думаю, в ближайшее время проблемы с этими заводами будут исчерпаны. Я встречался с их руководителями. Предварительно договорились, что до конца года они установят необходимое оборудование», - говорит председатель ГНС.
Налоговики признают, что подобные меры – критические. На каждом предприятии по производству водки есть налоговый пост. Но за все время работы налоговики не выявили ни одного нарушения. Однако только с начала года во время рейдов обнаружили более 220 тысяч бутылок контрафактного алкоголя. Это говорит о том, что производители нашли лазейки.
«Наши сотрудники работают только днем, а продукцию часто производят ночью. К тому же есть человеческий фактор и коррупционные проявления. Поэтому я и выступаю за полный переход к электронной системе контроля. Например, с весны 2016 года в КР вводятся новые виды акцизных марок. С нынешним поставщиком марок у нас заканчивается контракт в феврале 2016-го. Мы объявили тендер на производство новых электронных акцизных марок. Они различаются - в зависимости от объема тары, на которую их будут клеить. Электронные акцизные марки помогут отследить весь путь товара – от производства до реализации», - говорит Замирбек Осмонов.
Однако одним контролем с теневым оборотом бороться не получится. Впереди у ГНС еще один сложный период. В течение ближайших пяти лет ставки акцизов на алкоголь в стране будут только расти. Решение принято странами ЕАЭС для борьбы с нелегальным алкоголем и создания равных условий. Но для отечественных бизнесменов эта новость неприятная.
«Конечно, если акцизы на водку повысят, мы увеличим цены. Это единственный выход. В противном случае придется закрыть производство. Сейчас наш завод, например, производит продукцию только на внутренний рынок. Нам хватает. Весь товар расходится. Сможем ли мы выдержать конкуренцию с импортом? Не знаю. Но могу точно сказать, что для этого нужно всего лишь производить качественный товар. Он у нас есть. Поверьте, наша водка ничуть не хуже иностранной», - убеждает Эрнис Кадыров.