07:50
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Правительство.kg: прощальных слов не говори

На прошлой неделе на сайте парламента опубликовали очередной проект структуры правительства. По словам руководителя пресс-службы Жогорку Кенеша Толгонай Стамалиевой, данный вариант разработан «на будущее», в качестве рекомендации.

Нечеловеческое усердие

В справке-обосновании сказано, что проект разработан в целях улучшения модели государственного управления и управления госактивами, усиление которой, в свою очередь, приведет к увеличению благосостояния народа в целом. Ну кто бы сомневался! «В процессе создания проекта были учтены как фундаментальные общечеловеческие ценности, так и традиционные ценности народа Кыргызстана. Он содержит анализ текущей ситуации и состояния правительства, определяет цели, задачи и перечень ключевых мер, которые кабмин будет осуществлять», - говорится в документе.

Впрочем, разработчик уже не в первый раз пытается протащить данную структуру. В конце 2012 года ИА «24.kg» рассказывало о том, что ранее глава «Ар-Намыса» неофициально представлял коалиции два проекта структуры.

«Еще раз повторяю, - говорил он тогда, - это только проект, без претензии на принятие. Возможно, что-то из него покажется премьер-министру интересным, и он решит взять наши предложения на вооружение». Вот и сегодня Феликс Шаршенбаевич говорит, что разработчики выработали общий подход. А свои функции ведомства должны расписать сами. «Я же не буду писать, чем должно заниматься каждое министерство – например, министерство культуры, это же и так ясно, пусть у правительства голова болит», - говорит он.

Относительно своевременности данного документа глава арнамысовцев повторяет: дескать, понимаю, что, возможно, сейчас документ принят не будет, но мы его делаем для тех, кто придет. «Мы подготовим более-менее проработанный документ. Уже готовы законопроекты по госкорпорациям, в документах отразим все вопросы. Эту работу нужно делать, хотим мы этого или нет», - сказал он.

В общем, ясно, что, уходя, главный арнамысовец всеми способами попытается осуществить задуманное и под благородным предлогом «заботы о государстве» готовит задел на будущее…

За что бьемся?

Несколько лет назад, презентуя документ, Феликс Шаршенбаевич предлагал ввести в состав кабмина 17 человек. Также вносилось предложение оставить 12 министерств вместо 15 имеющихся; государственных агентств, по инициативе коалиционной фракции, должно быть 6, служб - 8, а фондов – 4, инспекции же вообще предлагалось упразднить.

Что мы имеем сегодня? То, что Феликс Кулов «просто рекомендовал», сегодня воплощено в реальность: два ведомства объединены в одно - Министерство промышленности, транспорта и коммуникаций. Но глава «Достоинства» пошел еще дальше: он инициирует очередную структуру правительства. В ней прописаны 19 государственных корпораций, 51 процент акций которых будут принадлежать государству, а остальные отданы в частные руки, ну и, как положено, министерства, государственный комитет, органы исполнительной власти, финансируемые из госбюджета.

Возникает вопрос: зачем сейчас, перед парламентскими выборами, рекомендовать свою структуру правительства? Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы знать: далее последует формирование новой коалиции большинства и нового состава кабинета министров. Зачем сейчас менять что-то, пусть даже под соусом «рекомендательного характера»? За годы независимости структура правительства перекраивалась уже десяток раз.

А вот у соседа…

Авторы нового документа ссылаются на успешный казахстанский опыт. Летом 2014 года президент соседней страны принял решение о новой структуре правительства, которое стало более компактным ввиду значительного сокращения министерств - с 17 до 12.

По словам Нурсултана Назарбаева, госаппарат должен работать на граждан, которые содержат кабмин на свои деньги. А неповоротливый чиновничий аппарат становится тормозом в реализации принимаемых мер, снижает их эффективность. И глава «Ар-Намыса» делает вывод: проблема неэффективности правительства присуща не только нам, но и любому государству.

Только одного не учли разработчики, ссылаясь на опыт соседей: там министры, как дети в песочнице, не ругаются. На заседаниях там не занимаются обсуждением кружевного белья, выяснением отношений между собой любимыми, обидами из-за того, кто и куда уносит микрофон, кто как назвал кого-то в СМИ и кто сколько потратил на тои. В СМИ не раз отмечали, что за всю историю независимости республики нынешний состав парламента самый бестолковый и никчемный. А тут накануне парламентских выборов нате вам - еще один подарок: а что, если мы вот так рассядемся?

На кофейной гуще

За основу предлагается такая структура правительства: премьер-министр, первый вице-премьер-министр, руководитель аппарата в ранге министра, вице-премьер-министр, вице-премьер-министр - министр развития и торговли, вице-премьер-министр - министр инфраструктуры. Девять министерств: финансов; развития и торговли; инфраструктуры; образования; обороны; иностранных дел; внутренних дел; юстиции; здравоохранения и социальных служб. Далее один госкомитет - национальной безопасности (без пограничной службы). При этом - девять органов исполнительной власти, финансируемых из госбюджета, а также 19 государственных корпораций, активы которых в виде 51 процента будут принадлежать государству, а остальной пакет уйдет в частные руки. По предварительным данным, сокращение госбюджета составит около 17 процентов, или 19,8 миллиарда сомов.

Инициатор проекта ожидает сокращения штатных единиц в среднем на 30 процентов, а в случае создания госкорпораций прогнозирует ежегодное увеличение поступлений в госбюджет на 24 процента.

Стоит отметить, что в настоящее время нынешнее правительство состоит из 15 министерств, одного госкомитета, 16 агентств и дирекций.

Не понимает сути задуманного «Ар-Намысом» и глава комитета ЖК по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию Сайдулла Нышанов, заявивший на коллегии Минсельхоза, что Кыргызстан – аграрная страна, и в ней должно быть отдельное министерство, отвечающее за сельское хозяйство. Возможно, это глава «Ар-Намыса» запамятовал. А мы напомним, что в среднем в Кыргызстане ежегодно производится 1300-1400 тысяч тонн картофеля, 900-1000 тысяч тонн овощей, плодово-ягодных культур выращивается 240-260 тысяч тонн, бахчевых – 200-220 тысяч тонн.

Министерство теневой экономики

Особое внимание привлекает Министерство инфраструктуры. Что же это означает? Смотрим: инфраструктура - от латинских слов infra (ниже, под) и structura (строение, расположение) - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

Сегодня известно о социальной инфраструктуре, транспортной, инженерной, есть инфраструктура экономики, информационная, военная, рыночная… Чем именно будет заниматься министерство с таким названием?

Согласно справке-обоснованию, это исполнительный орган, осуществляющий функции по проведению госполитики и нормативно-правовому регулированию в области топлива-энергетики, транспортного комплекса и дорожного хозяйства, водных отношений и так далее. Одним словом, министерство над министерствами.

Что касается Государственной регистрационной службы, хочется узнать: как она оказалась среди корпораций с 51 процентом государственных акций и 49 процентами частных?

По словам лидера фракции, возможно, произошла техническая ошибка. И служба, к которой у него особо трепетное отношение, оказалась не там, где планировалось. Вообще, если внимательно присмотреться к функциям, которые должно выполнять это ведомство, получается этакое государственное интернет-кафе.

«Основной целью создания единого информационного регистрационного центра является предоставление средств надежной аутентификации и электронной цифровой подписи для физических лиц КР при использовании сервисов электронного правительства, информационных систем различных бизнес-структур, а также для защиты… сообщений электронной почты», - указано в проекте. Приехали! А где Единый государственный регистр населения (ЕГРН), биометрия, регистрация движимого и недвижимого имущества? Где биометрические данные граждан?

Как насчет национальной безопасности?

«Если брать персонально ГРС, то это будет госпредприятие со стопроцентным государственным управлением», - рассказывает глава «Достоинства», и его как-то не смущает, что в самом документе все прописано с точностью «до наоборот».

Еще одна находка: разработчики предлагают создать при Министерстве здравоохранения департамент по развитию и продвижению спорта и… корпорацию по развитию спортивной культуры государства - «Кыргыз спорт». По словам автора, в новой структуре министерства выполняют функции выработки политики, а корпорации ее реализуют и работают на принципах самофинансирования.

Старый конь борозды не портит?

Накануне выхода материала вдруг выяснилось, что на сайте ЖК был выставлен не тот вариант проекта новой структуры правительства. Ошиблись. Поэтому помощники разработчиков в срочном порядке выслали другой вариант документа. Что ж, редакция ИА «24.kg» проанализирует и этот проект, нам не сложно. Вопрос в другом: зачем все это делается? Вы свой срок отработали, так уходите и дайте тем, кто придет вместо вас, самим решать, как они будут работать и в какой структуре.

А может, некоторые как раз для того и создают корпорации, чтобы было куда вернуться?

Бизнес