04:25
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Политик.kg: пятая графа покоя не дает?

Уроки июня 2010 года, похоже, для многих прошли даром. Отдельные группы молодежи, явно ведомые определенными политическими силами, то и дело норовят поделить кыргызстанцев на «своих» и «чужих». В последнее время отмечается особое обострение. Весна или приближающиеся выборы тому причиной?

Язык твой – враг мой

Накануне в Бишкеке вновь «солировали» члены «Кырк чоро». На своей пресс-конференции - и не где-нибудь, а на площадке главного государственного информагентства «Кабар» - называющие себя блюстителями порядка потребовали от журналистов попросить у них… прощения. Они считают, что в своих статьях и сюжетах представители СМИ «распускают о них неточную информацию». «Они (журналисты) должны извиниться перед нами. Если нет, то мы будем решать, подавать в суд или что делать дальше», - сказал Кубанычбек Дуйшеев.  

Свое неуважение к закону «Кырк чоро» каждый раз наглядно демонстрирует на телекамеру, и некоторые СМИ передают эти откровения в прямом эфире - без монтажа и авторских комментариев. Однако, увидев собственные выступления в прессе, члены объединения остались неудовлетворенными и искренне недоумевают: мы ж так красиво, убедительно поясняем, а на картинке что-то не то. Однако стоит ли пенять на зеркало?

Это общественное объединение (к слову, зарегистрированное в Минюсте как «Кыргыз чоролору») отличается своими националистическими выпадами. После апрельских событий 2010 года, в которых, по их признанию, они тоже принимали участие, госорганы Кыргызстана наделили их полномочиями помогать в борьбе с коррупцией. Именно так председатель объединения расценивает подписанные с некоторыми силовыми структурами меморандумы. Этот «документ» «Кырк чоро» теперь использует для притеснения бизнеса. Ура-патриоты, прикрываясь этими бумажками, стали проводить рейды на предприятиях, где трудятся граждане Китая и Кореи, а в последнее время и в увеселительных заведениях, где последние проводят свободное от работы время.

Но если раньше в поле их зрения попадали только иностранные граждане, то теперь объектом презрения стали кыргызстанцы. В частности, представители неправительственных и некоммерческих организаций. Председатель «Кырк чоро» написал письмо на имя президента, спикера, премьер-министра, глав ГКНБ, МВД, Нацакадемии наук и СМИ, в котором говорится: «Подавляющее большинство НПО и НКО действуют не в общественных интересах, а от себя». «Инструктированные иностранными социологическими и политическими институтами, причем за деньги, эти структуры активно поднимают и обсуждают вопросы внутренней и внешней политики нашей страны. Вопросы сексуального просвещения в школе, причем с уклоном толерантного отношения к однополым связям, прекрасно осознавая, что это чуждо менталитету подавляющего числа населения страны. Если присутствует в убеждении человека и гражданина защита прав соотечественников, то, на наш взгляд, такая деятельность должна осуществляться бескорыстно и мотивирована личным энтузиазмом», - отмечают они.

Не нравятся этим «санитарам» и соотечественники, не владеющие государственным языком. Выступая на пресс-конференции, глава объединения Кубанычбек Дуйшеев заявил, что журналисты их «не так понимают». Мол, они занимаются благими делами, а пресса «все искажает». Дабы их в очередной раз «неправильно не понять», представители СМИ попросили членов ОО повторить выступление на официальном языке. Те ответили: «Мы не обязаны выступать на русском. Как хотите, так и пишите!»

«Раз вы кушаете хлеб Кыргызстана, живете на этой земле, то должны знать кыргызский», - добавил один из «витязей» Замирбек Кочербаев.

Чуть-чуть не считается?

Не отрицают члены объединения и тот факт, что в их деятельности присутствует элемент национализма, но «только в контексте сохранения национальной культуры, самоидентификации и этногенетических особенностей кыргызов». А те, кто не соответствует этногенезу?

Бить по этносу взялось и еще одно недавно созданное объединение - «Кодекс кыргыза». Под патронажем Министерства культуры, информации и туризма КР они выпустили одноименную книгу, презентация которой также прошла на днях в Бишкеке. Представлял творение замминистра культуры Максат Чакиев, известный приверженец сомнительных затей. Он, напомним, курировал проведение в КР Всемирных игр кочевников, бюджет которых нагло распилили. Сейчас ГСУ МВД ведет расследование по факту распределения денег, выделенных из госбюджета на проведение мероприятия, и которые, по данным следственных органов, были присвоены.

Представляя книгу - совместный труд без конкретного авторства, чиновник Чакиев отметил, что в течение последних лет «кыргызский народ подвергался внутренним морально-этическим изменениям под влиянием политических сил и внешних структур», и те, кто проживает сегодня в КР, в большинстве «это не кыргызский народ». «Его искусственно создают и насаждают», - отметил он.

«Есть такое негативное качество, как кыргызчылык. Если человек опоздал, не сдержал слово, сделал нехорошее - это называют стереотипным словом «кыргызчылык». В последнее время нашим уважаемым женщинам, матерям, сестрам приписывают термин «ОБОН». Он присущ только нашему государству применительно к нашим кыргызским женщинам. Наши видные деятели также бросают тень сомнения на потенциал нашего народа», - добавил Максат Чакиев.

Он отметил, что некая «группа молодых ученых проводила исследования и задумывалась над национальной идентичностью кыргызов». «Мы объединились и разработали проект – книгу «Кодекс кыргыза». У японцев есть кодекс бусидо, есть кодекс чести у кавказких народов, который они чтят и живут этими канонами. «Кодекс кыргыза» - это наша морально-этическая конституция, которая самоопределяет жизненный быт кыргызского народа», - пояснил чиновник.

Кто уполномочил ничем, в общем-то, не проявившего себя серенького маленького клерка Чакиева писать кодекс от имении всей нации и для всей нации? Представителю профильного ведомства озаботиться бы острейшим дефицитом культуры в стране и, как следствие, стремительной деградацией общества, повальным пьянством и рекордным количеством фактов насилия на детьми… А не писать сомнительные нравоучения для себе подобных.

Рожей не вышел

Это уже не первая попытка отсеять кыргызстанцев на соответствие некоему «кодексу». Ранее одна из политических партий тоже предлагала принять «кодекс чести настоящего кыргыза». Не кыргызстанца, заметьте! Идея была очень схожа с той, что нынче реализовало Минкультуры. На своем съезде эта политорганизация, сама - недолог час - собирающаяся бороться за мандаты в шестой созыв Жогорку Кенеша, предлагала сделать свое творение «ситом, в том числе для тех, кто сегодня рвется во власть, чтобы работать не на Родину, а на свой карман». «Предавший честь народа, Родины, не имел права жить в этом обществе - расплатой за бесчестие была жизнь», - говорилось в заявлении этой партии. То есть вот так сразу, без суда и следствия, казнить будут?

В книге есть несколько подразделов: кодекс чести и слова, кодекс семьи, кодекс гражданина, кодекс воина, кодекс управления кыргызского народа и кодекс хана. Пока альманах выпущен тиражом в 1 тысячу экземпляров и только на кыргызском языке. А для тех, кто не владеем государственным, шиш с маслом? Нет, уверяют, члены объединения. Выпустим, мол, и на русском языке. Когда, не уточнили.

Об истинных причинах, побудивших написание книги, поведал один из членов объединения «Кодекс кыргыза» Руслан Ашымканов. По его словам, отдыхая на Иссык-Куле летом, он заметил, что многие парни-кыргызы, знакомясь с девушками, представлялись казахскими именами. «Я приложу усилия, чтобы через 10 лет кореец говорил: а почему я не кыргызом родился? Чтобы корейские девушки хотели за кыргызов замуж. Американцы приезжали за нашими невестами. Я думаю, что так и будет», - заявил он на пресс-конференции.

Игры патриотов

Проспонсировал издание сего труда депутат Карганбек Самаков, бывший член парламентской фракции «Ата Мекен», а ныне руководитель купленной по случаю и дешевке партии «Биримдик». Этот нардеп в последнее время всячески пытается обратить на себя внимание, устраивая пышные застолья, куда приглашает журналистов, одаривая прессу подарками. Ясно, к выборам готовится. И издание этого «кодекса» - из той же серии. Понимает ли он, что подобные книги откровенно делят многонациональный Кыргызстан на «своих» и «чужих»? Или в борьбе за теплое депутатское место все средства хороши?

Не может не вызывать негодования и тот факт, что выступления обеих этих объединений – «Кырк чоро» и «Кодекс кыргыза» - происходило в пресс-центре государственного(!) СМИ – Кыргызском национальном информационном центре «Кабар». Власти поддерживают поползновения этих объединений? Помнится, в свое время тогдашние члены временного правительства также заигрывали с лидером узбекской диаспоры на юге Кадыржаном Батыровым. Во что вылились эти «игры», все мы помним.

Бизнес