10:25
+4
USD 69.16
EUR 74.60
RUB 1.20
Общество

Кубатбек Байболов: Деградация власти заложена в правилах ее формирования

Известный политик, депутат нескольких созывов Жогорку Кенеша, бывший генеральный прокурор Кыргызстана рассказал о текущей политической ситуации, предстоящих выборах президента и перспективах страны.

— В Кыргызстане начался процесс трансформации власти. Что нам ожидать от предстоящих выборов президента?

— Позитивных изменений с избранием нового президента вряд ли стоит ждать. Для этого попросту нет объективных предпосылок. Довольно обманываться. То, что у нас называется выборами и почти 30 лет используется для формирования власти, таковыми не являются. Выборы фальсифицируются административным ресурсом, кандидатами. Избиратели зачастую не знают, за кого и за что голосуют. Скрывать эти очевидные факты невозможно.

В мире более 120 разновидностей трех наиболее распространенных избирательных систем.

Используемая нами подсистема, при которой победитель получает все, окончательно разрушила надежды на участие народа в управлении государством.

Кубатбек Байболов

Критерии выбора, особенно по партийным спискам, размыты и основываются в основном на равнодушии и безучастности избирателей. Побуждающим мотивом при голосовании за ту или иную партию для большинства жителей, особенно в сельских районах, являются региональные, родовые и кровнородственные связи.

— По полномочиям наши президенты недалеко ушли от царей…

— По Конституции президент у нас обладает широкими полномочиями. На практике они неограниченны. Институт президентства в КР — лишний элемент в конструкции парламентского правления. Он не входит ни в одну из ветвей власти. В государственном управлении отсутствует система сдержек и противовесов. Президент никому не подотчетен, подменяет собой другие ветви власти, создает путаницу. Пожалуй, такой системы, как у нас, в мире больше нет. Страны с похожей формой правления, по крайней мере, не позиционируют себя как парламентские республики. Парламентского правления у нас не получилось. Нам морочили головы, утверждая, что мы живем в эпоху парламентаризма.

По Конституции у парламента тоже достаточно полномочий. От столкновения двух всенародно избранных институтов нас всегда спасали добровольный отказ Жогорку Кенеша от своих полномочий, его беспринципность, бездеятельность, страх перед более могущественной властью, чувство недостаточной легитимности, слабый профессионализм, корыстная заинтересованность.

Противоречие, заложенное в природе самой конструкции власти, проявилось в виде жесткого противостояния президента Алмазбека Атамбаева и лидера парламентской фракции «Ата Мекен» Омурбека Текебаева.

Происходящая война компроматов — вовсе не столкновение личностей, а начало деформации недостаточно прочной конструкции власти.

Кубатбек Байболов

Это экзотическая, с национальными особенностями форма проявления проблемы легитимности двух всенародно избранных институтов власти. Это противоречие называется проблемой двойной легитимности.

— Может ли будущий президент навести порядок в системе управления и установить баланс между ветвями власти?

— Наведение порядка в системе управления и реальный баланс ветвей власти будет означать для президента ограничение в первую очередь собственных полномочий. Пойдет ли он на это?

Давайте сначала обсудим, кто может претендовать на эту должность. Вопрос сейчас важнее. Первое, что приходит на ум, это человек, имеющий деньги, причем не просто большие, а очень большие. По некоторым подсчетам, сумма, необходимая для успешного выборного марафона, может составить для отдельного кандидата несколько десятков миллионов долларов США.

Кто имеет у нас такие деньги? Таковых раз-два и обчелся. Получается, равные права по декларации у нас есть, а реальных возможностей для участия в процессе у большинства перспективных претендентов нет.

Почему на избирательную кампанию нужна такая большая сумма? Как показывает практика, преимущественно для подкупа избирателей.

Кубатбек Байболов

Опыт прошлых выборов — парламентских и в местные кенеши — показал, что без подкупа теперь невозможно получить голоса избирателей. У наших граждан сформировалась своя логика, суть которой можно уложить в краткую поговорку: с паршивой овцы хоть шерсти клок. Как же на это безобразие реагирует государство? А оно, продвигая одну из партий, участвует в подкупах и фальсификации выборов.

Помимо финансового фактора надо учитывать и административный ресурс. Из общего числа избирателей на выборы традиционно приходят процентов 35–40. В цифровом выражении это где-то 1,2 миллиона человек. Из этого числа около четверти составляют бюджетники и их родственники, сородичи, земляки… То есть те, кто проголосует так, как надо для кандидата от власти. Возникает вопрос легитимности президента, избранного в таких условиях.

— Допустим, выборы прошли прозрачно и честно. Что должен предпринять будущий президент для изменения системы власти?

— А отчего они вдруг должны стать честными и прозрачными? Ничего ведь не изменилось. И даже ценностные ориентиры электората, его отношение к выборам остались неизменными.

Предположим, новый президент задумался об изменении природы власти. Тогда в первую очередь нужно менять порядок и правила формирования правящей элиты. Необходимо обеспечить приход к власти людей образованных, честных, способных управлять государством.

Стране нужны эффективное правительство и деятельное местное самоуправление. Парламент должен обеспечить юридическую защиту собственности, создать законодательную базу для построения работоспособной модели экономики. Нужно создать условия для формирования справедливых судов, развитого гражданского общества.

Если ретроспективно посмотреть на претендентов, кто-нибудь из них заявил о необходимости изменения природы власти? Нет. Видимо, их устраивает нынешнее положение вещей.

Кубатбек Байболов

И они будут стремиться встроиться в отработанную систему и продолжать править, как прежде.

Трудно предположить, что кандидаты в президенты этих проблем не понимают. Это умные и опытные политики. Просто они очень хорошо усвоили существующие правила игры и предпочтения политической элиты.

— Какое влияние оказывает партийная система выборов на природу власти?

— Изменения, произошедшие в правилах формирования правящей элиты после апреля 2010 года, оказались разрушительными. Такой деградации власти страна не испытывала раньше. Недопустимо голосование по партийным спискам в условиях, когда сами партии выстроены по принципу вертикали, когда в них нет и следа внутрипартийной демократии.

Возникшая в этих условиях политическая коррупция дала возможность выйти на авансцену людям, далеким от науки управления.

Распределение мест в партийных списках в соответствии с толщиной кошелька, раздача должностей, ресурсов породили невиданную доселе политическую коррупцию.

Кубатбек Байболов

А практика цивилизованного парламентаризма подтверждает, что это правление может быть успешным только при истинно демократических партийной и выборной системах.

Главное разрушительное воздействие партий проявилось в том, что они распределили между собой всю страну, начиная с дележа природных ископаемых и заканчивая назначением уборщиц и сторожей.

— Как нам выбираться из этого?

— В долгосрочной перспективе надо строить новое, демократическое государство, не обремененное национальным необольшевизмом. В среднесрочной перспективе парламентское правление надо привести в соответствие с требованиями науки и практики.

Ну, а неотложная задача — выбрать наиболее достойного из того, что имеем. Будем надеяться, что кардинальные изменения все-таки произойдут в ближайшие шесть лет.

Но новую власть к необходимым переменам нужно подтолкнуть. Избранный президент по собственной воле вряд ли решится на реформу системы управления.

Кубатбек Байболов

Наиболее важным остается вопрос, как этого достичь. «Партийный гегемон», когорта правителей, пришедших на олимп, конечно, делиться своей властью добровольно не захотят и изменений не допустят. Я вижу единственный вариант: создание учредительного собрания — легитимного, всенародно избранного (например, от каждой тысячи избирателей — один делегат) и временного (не более чем на один год)

Учредительное собрание за это время должно разработать новую Конституцию, провести референдум, подготовить проекты законов о депутатах, выборах, партиях, правительстве, судах. Затем объявить выборы парламента и со дня его первого заседания распуститься.

Ненасильственное сопротивление, принуждение власти к позитивным изменениям — единственный путь к преобразованиям.

Кубатбек Байболов

Популярные новости
Бизнес