02:53
+3
USD 68.59
EUR 73.99
RUB 1.20
Общество

Борьба с коррупцией. Минтранс на передовой

В Кыргызстане каждый второй высокопоставленный чиновник с высоких трибун и экранов телевизоров разглагольствует о том, как непросто вести жестокую и беспощадную борьбу с коррупцией. А некоторые даже умудряются похвастать результатами.

ИА «24.kg» расскажет читателям, что почти всем, кто призван предупреждать и бороться с этим пагубным явлением, мягко говоря, на нее на-пле-вать!

Неприкасаемый

В конце прошлой недели в Кыргызстане разгорелся, казалось бы, бытовой скандальчик: водитель авто министра транспорта и дорог Замирбека Айдарова напал на члена Общественного совета данного ведомства Айнуру Абраеву за то, что та сфотографировала машину чиновника.

Мы знаем, что водители некоторых боссов в нашей республике — народ ранимый, кое-кто из них даже имеет статус неприкосновенности, но чтобы напасть на женщину за фото, да еще зажимать ее в здании госоргана, пытаясь забрать мобильник и удалить снимок… Это уже что-то из ряда вон выходящее. Столь бурная реакция человека сразу же вызывает вопрос: что же так растревожило тонкую душевную организацию опричника министра всея кыргызстанских дорог?

Оказывается, внедорожник министра «Лексус LX 570» (госномер 1010BZ), согласно данным ГРС, зарегистрирован на международного инвестора — всем известную китайскую компанию «Чайна Роуд энд Бридж Корпорейшн» — крупнейшего подрядчика по строительству дорог. По данным портала «Открытый бюджет», компания c начала 2011 года получила из госбюджета более 1,1 миллиарда сомов. Это, что называется, к вашему сведению.

Ничего не вижу, ничего не слышу…

То, что происходило дальше, иначе как абсурдом не назовешь. Замирбек Айдаров рассмеялся, услышав вопрос корреспондента ИА «24.kg», и ситуацию комментировать отказался.

А ведь в день назначения на должность он клятвенно заверял, что «внутренний порядок в ведомстве будет вскоре восстановлен». По его словам, приоритетом в его работе будут прозрачность и сплоченность коллектива. Мутная какая-то прозрачность у министра получается…

Пресс-секретарь ГСБЭП в разговоре с корреспондентом почти так же весело заверил: мол, ведомство не усматривает ни экономического нарушения, ни преступления в том, что министр транспорта ездит на машине международного подрядчика.

В свою очередь глава пресс-службы ГРС Мелис Эржигитов согласился с доводами ИА «24.kg», что на внедорожнике госномер должен быть на желтом фоне и серии «H», так как транспортное средство зарегистрировано на иностранную компанию. Но и этот чиновник не увидел оснований для того, чтобы проверить законность выдачи самого номера.

Средство от близорукости

Что же за страшная болезнь под названием «некомпетентность» подкосила пресс-секретарей наших госорганов? Хочется помочь уважаемому пресс-секретарю ГРС и прописать ему от недуга лекарство под названием «Постановление правительства № 65 от 15 февраля 2003 года». В документе черным по белому написано, что «государственные номерные знаки, бланки свидетельств о регистрации, технических талонов автомашин хранятся как документы строгой отчетности».

Получается, что некто в Департаменте регистрации транспортных средств и водительского состава при ГРС нарушил инструкцию о порядке выдачи госномера, а в ГРС не видят оснований даже для проведения внутреннего расследования.

Вы только представьте: депутаты в Жогорку Кенеше предлагают отстранить министра от должности, премьер-министр Сооронбай Жээнбеков приступил к изучению ситуацию, так как считает, что «вопрос серьезный, и для принятия решения необходимо тщательно изучить его», а мелкие клерки двух госорганов заявляют, что оснований для проверок нет.

Нежно пятую храня

Пресс-служба главы Минтранса проснулась через четыре дня после появления в СМИ информации о его машине и заявила, что все законно, дескать, и соглашение имеется.

В документе якобы говорится о временном использовании автомашины для контроля строительства, реабилитации, ремонта и содержания автомобильных дорог, что требует «значительных поездок». Также машину использовали для «обеспечения элементарных условий для передвижения по республике, во время рабочих командировок, в значительной степени во время чрезвычайных ситуаций — снежных лавин, камнепадов, оползней, где требовалась автомашина повышенной проходимости».

Однако при рассмотрении соглашения становится понятным, что если бы информация о внедорожнике не всплыла в прессе, то чиновник продолжал бы кататься и дальше. И все потому, что срок использования авто в документе не оговорен.

А вот пользователи соцсетей в комментариях советуют министру пользоваться проверенным УАЗиком. Он не хуже спасает от камнепада, не менее приспособлен для ЧС, да и числится среди машин на балансе ведомства.

Ох, рано встает охрана

Казалось бы, следует угомониться, коль получил урок на всю чиновничью жизнь, ан нет…

В распоряжение ИА «24.kg» попал приказ, подписанный 10 октября Замирбеком Айдаровым, о передаче Минтрансу автотранспортного средства Toyota Prado (2015 года выпуска, государственный номер 5850BC) «консультационной компании Japan Overseas Consalting Co. Ltd.». Формулировка, указанная в документе о причине передачи, умилила: «на временное хранение».

Получается, что некто в Департаменте регистрации транспортных средств и водительского состава при ГРС нарушил инструкцию о порядке выдачи госномера, а в ГРС не видят оснований даже для проведения внутреннего расследования.

В пресс-службе Минтранса нам рассказали о существовании известной практики, против которой никто не возражает, передавать в ФУГИ транспортные средства после окончания проектов для дальнейшего распределения их по министерствам и ведомствам. Мы обеими руками за такой вариант, но ключевые слова здесь «после окончания проекта».

Гладко было на бумаге

На днях на круглом столе в Минэкономики обсуждали выполнение мероприятий, которые составили Государственную стратегию антикоррупционной политики на 2015–2017 годы. Представители Генпрокуратуры и аппарата правительства КР озвучивали, как им кажется, действенные меры по борьбе с окаянной коррупцией: с чиновниками проведено столько-то семинаров и тренингов, разработаны для них заумные документы, чинуши посетили и провели энное количество тренингов… Приводились оптимистичные цифры.

В общем, выполнена бОльшая часть пунктов Стамбульского плана действий. Правда, красиво звучит?

Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией является субрегиональной инициативой Сети Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Реализация СП включает проведение обзоров и мониторинг законодательства и институций стран в области борьбы с коррупцией.

Почему бы тогда при написании отчетов о беспощадной «борьбе с коррупцией» не привести данные о том, сколько дел в отношении чиновников дошло до суда и скольких из них посадили?

Пока госчелядь заявляет о том, что оснований нет даже для внутренних проверок, пока глава кабмина не спеша продолжает изучать ситуацию, потерявшие всякий стыд министры пересаживают свою пятую точку из одного комфортабельного авто в другое, не менее удобное. А борьба с коррупцией тем временем трансформируется в форму красивой презентации на круглых столах.

Ну, а на популярном кыргызском интернет-форуме так и будет висеть опрос, результат которого не удивляет.

Популярные новости
Бизнес