Осень - горячая пора для тех, кто не покладая рук и не смыкая глаз работал от зари до зари, чтобы собрать богатый урожай. Вот и Государственная регистрационная служба днем и ночью думает, как еще «срубить капусту» и заставить многострадальное население страны расставаться со своими кровными.
ИА «24.kg» уже рассказало, что с 1 сентября ГРС необоснованно повысила стоимость бланков паспортов и услуг по их персонификации. В результате цена ID–карты выросла на 270 сомов, а общегражданского паспорта (ОГП) - на 40.
Мы подсчитали, что за пять месяцев только на разнице цен между закупкой и продажей расходных материалов ГРС, не напрягаясь, заработает 30 миллионов сомов.
Теперь нас заинтересовало повышение стоимости персонификации паспортов.
Разумеется, составить полную картину по представленной «Инфокомом» инфографике оказалось невозможно. В связи с этим ИА «24.kg» запросило у госпредприятия дополнительную информацию.
Изволим поинтересоваться
Мы озадачили руководство ГП пятью вопросами. Сначала попросили представить ежемесячный прогноз по персонификации ID–карт и общегражданских паспортов за период с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017-го. Также нас интересовало число сотрудников, задействованных в технологическом процессе персонификации, их должности, система оплаты - сдельная или нет. Мы попросили постатейно показать расчеты на персонификацию ID и ОГП, представленные в Госагентство антимонопольного регулирования (ГААР). Так и не постигнув логики Инфокома, мы настояли, чтобы госпредприятие дало более развернутый ответ, чем в инфографике. Хотелось узнать, что входит в 53, 18 и 29 процентов и какова рентабельность персонификации.
И вот что нам ответили. Прогноз с 1 сентября 2016-го по 1 февраля 2017 года таков: ID–карты – 27 тысяч 349, ОГП – 12 тысяч 947 штук в месяц. В технологическом процессе задействовано 83 человека. Из них 31 сотрудник на сдельной оплате труда, 52 - на окладе.
«Детализация в цифрах является коммерческой тайной», - ответили нам.
Что касается аренды центров обслуживания населения (ЦОН), которая непонятно каким образом вошла в ценообразование на персонификацию, то в ведомстве сослались на пункт 7 Положения о порядке определении цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством.
Документ утвержден постановлением правительства КР от 18 февраля 2013 года и допускает включение расходов на аренду в себестоимость работ и услуг.
Однако лишь в том случае, если сравнительный анализ процессов за прошлые периоды показал бы, что персонификация была убыточной. Но она была, есть и остается услугой рентабельной, а оптимизированный штат ранее составлял немногим более 50 человек, а не как сейчас - 83.
Нашу гипотезу подтвердил ранее и Таалайбек Джумадылов - глава ОсОО, более 10 лет занимавшегося изготовлением паспортов, - «Интел-Линкс». Он заявил, что на протяжении 11 лет компания входила в двадцатку богатейших организаций страны. «Были бы мы убыточными - закрылись бы в первый же год работы. ГРС обосновывает повышение цен на услуги расходами на зарплату. А как же нам, частникам, на все хватало, и мы процветали?» - смеялся Таалайбек Джумадылов.
По скудным цифрам, представленным госпредприятием, корреспонденту ИА «24.kg» удалось сложить свою картинку ценообразования на персонификацию главного документа гражданина КР.
Обзавидовались
Мое внимание привлекает средняя заработная плата сотрудника ГП «Инфоком», задействованного в технологическом процессе. По расчетам она составила почти 75 тысяч сомов в месяц. Страшно представить, сколько тогда зарабатывает руководящий состав госпредприятия. А статья «Аренда помещений», честно говоря, ввела в ступор. Исходя из расчетов на эту статью расходов ежемесячно списывается 613 тысяч 506 сомов. Только вот кто же арендодатель?
Здание на улице Чолпон-Атинской, 2а находится на балансе ГРС. ГП «Инфоком», в структуру которого входит Центр персонификации, занимает четвертый этаж строения ГРС. То есть ГРС сдает за деньги этаж своему же структурному подразделению?
Но в 2012 году при запуске ГЦП служба выделила помещение безвозмездно. Единственное, что Инфокому необходимо было оплачивать, это коммунальные расходы. Вот и в Фонде по управлению государственным имуществом (ФУГИ) подтвердили ИА «24.kg», что такого быть не должно, это нарушение. Тогда у нас вопрос: аренду каких площадей включили в стоимость персонификации?
По словам заместителя директора ГП Акына Мамбеталиева, речь идет об оплате аренды центров обслуживания населения (ЦОН). Какое отношение имеет аренда ЦОНов к расходам на персонификацию - одному богу известно… Ну и инфокомовцам, вероятно… Правда, после этого вопроса один из руководителей госпредприятия перестал отвечать на наши звонки.
Однако в управлении конкуренции и регулирования монополий Антимонопольного агентства ИА «24.kg» пояснили, что перекрестное финансирование двух подразделений одного хозяйствующего субъекта при оказании разных услуг, утвержденных антимонопольным органом, недопустимо.
Более того, хозяйствующий субъект при формировании и утверждении какой-либо цены на товар (работу, услугу) не имеет права включать в калькуляцию расходы другого структурного подразделения, если последнее не оказывает услуги, включенные в реестр разрешенных и естественных монополий. А ведь ЦОН такого рода услуги не оказывает.
И, пожалуй, самое главное. Согласно Положению о порядке определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством на основании утвержденного постановления правительства КР от 18 февраля 2013 года, при формировании и утверждении цены необходимо представлять калькуляцию затрат, а также сравнительную таблицу показателей, где указана их стоимость – фактическая, за предыдущий период и по действующим нормам.
Сдается нам, что были представлены другие документы - так сказать, с данными об убытках, либо этот пакет документов и вовсе не был представлен антимонопольщикам. А может, у последних со зрением совсем плохо? Ну или два ведомства просто-напросто вступили в сговор. Иначе как объяснить, приказ ведомства от 5 августа 2016-го, утвердивший стоимость персонификации в размере 290 сомов?
Правда, если не конкретизировать, о чем идет речь, то в ГААР строго стоят на страже закона. На вопрос корреспондента, если калькуляция за прошлый период показывает прибыль, имеет ли право оказывающий монопольную услугу хозяйствующий субъект увеличить стоимость услуги, нам ответили: «Категорически нет!»
С момента запуска ГЦП персонификация не была убыточной. Тогда по какому праву государство взвинтило цены на услугу и наваривается на своих гражданах?
Почему и в правительстве, и в ЖК делают вид, что ничего страшного не произошло?
На основании материалов ИА «24.kg» пора уже заслать в ГРС десант из представителей компетентных органов и провести аудит. Это по оптимистическому сценарию. Увы, пока мы видим, что реализуется сценарий пессимистический.