Кыргызстан славится талантами, приносящими ему победы далеко за его пределами. И каждая из них - в любой области, будь то конкурс талантов, спорт, образовательные олимпиады, научные изобретения, спасение человеческих жизней или кулинарные поединки - вызывает чувство гордости за своих соотечественников и служит поводом для радости.
Увы, наряду с этим сводки СМИ пополняются и информацией о правонарушениях, совершаемых кыргызстанцами как у себя на родине, так и за ее пределами, и это вызывает обратную реакцию. В своем большинстве жители нашей страны добрые, терпеливые, работящие и образованные люди. Однако после некоторых телодвижений представителей госорганов - казалось бы, «светлых голов» нашего общества - Кыргызстан можно смело назвать страной безграмотных чиновников. Ну сами посудите: то наши депутаты экспериментируют с законопроектами, играя на нервах у граждан, то вымпел «нагадь соотечественнику» у нардепов своими идеями отнимает Государственная регистрационная служба (ГРС). Ладно бы, если последствия от действий грозили лично им. Ситуация, возникшая по вине этого госоргана, наглядно демонстрирует уровень его сотрудников и, кстати, нашего МИДа.
Печально то, что история, о которой мы расскажем, грозит ударить по карману наших автолюбителей, бюджету и имиджу страны в целом. Но по порядку…
Спокойствие, только спокойствие!
Дело было 17 февраля. Комиссия завершила оценку заявки и подписала протокол о победителе торгов на производство государственных автомобильных номеров. Им стал единственный их участник - российское ОсОО «Типография №2». Отметим, что конкурс проведен одноэтапным методом, и загрузить свою заявку через портал электронных госзакупок удалось лишь вышеназванной компании.
1 июня ГРС запустила производство. А уже через несколько дней появились и первые негативные отзывы граждан: один из пользователей соцсетей опубликовал фото, где не было видно автономера нового образца из-за солнечного света. Отвечая на вопросы ИА «24.kg», пресс-секретарь ГРС Мелис Эржигитов сообщил со ссылкой на специалистов, часть которых работает в близлежащей к зданию ГРС типографии(!), что фото c нечитаемыми новыми автономерами – подделка. И вообще «придирки к новым автомобильным номерным знакам раздуваются искусственно через ИА «24.kg» и другое информационное агентство заинтересованными лицами». Во как!
Однако конкретизировать, кем именно раздуваются, Эржигитов отказался. «По нашей информации, опубликовавший это фото человек, скорее всего, лоббирует интересы частной компании, которая ранее занималась изготовлением госномеров. А новые номера по качеству в три раза лучше, чем старые, и по защитным функциям превосходят во много раз», - уверенно заявлял он.
Понабрали, блин, по объявлениям…
«Лишь бы ляпнуть» - бессменный конек наших чиновников. Вы ж пораскиньте мозгами-то, в чем состоит выгода ОсОО «Анкер», ранее производившего госномера, если среди претендентов на участие в конкурсе на выпуск новых регистрационных знаков его и в помине не было. Более того, контракт между компанией и ГРС закончился еще в декабре 2015 года. Это не «Анкер», а ГРС после окончания договора продлило полюбовные отношения еще почти на полгода! Ну так в чем заинтересованность-то?
Продолжающих восторженно вливать в уши общественности откровенную ложь чиновников стало заносить. Например, по информации ГРС, «значимым новшеством внедрения госномерных знаков является использование специального шрифта, который будет наноситься на номерной знак. Он уникальный и не имеет аналогов в мире. Сложный курсив шрифта, который ранее не был применен ни в одной стране».
Представляю, как бы поразился наглости кыргызских чиновников, увы, скончавшийся в 2000-х немецкий каллиграф и типограф Карлгеорг Хойфер (Karlgeorg Hoefer). Именно он разработал стандартный шрифт FE-Schrift, созданный для немецких номерных знаков еще в далекие 70-е годы XX века по заказу правительства.
В открытых для доступа материалах сообщается, что причиной его создания действительно послужила относительная легкость подделки номерных знаков, в которых использовался старый шрифт. «Уникальность нового шрифта заключается в том, что похожие по конфигурации и написанию буквы практически невозможно «перебить». Таким образом, букву O крайне затруднительно переделать в букву Q, из P получить R, а из L и F - E и наоборот. Так же ситуация обстоит и с цифрами. Данный шрифт получил название «затрудняющий фальсификацию» (Fälschungserschwerende Schrift)», - говорится в Википедии.
Относительно утверждения пресс-секретаря ГРС Мелиса Эржигитова о том, что «новые номера по качеству в три раза лучше, чем старые, и по защитным функциям превосходят во много раз», так и подмывает спросить: «А вы как, собственно, это узнали? На основании чего такое заключение? Имеются ли у вас документы или вас опять «специалисты» близлежащей типографии надоумили?»
Напомним, ИА «24.kg» сообщило, что ГРС, возможно, проведет тендер по их экспертизе на соответствие национальному стандарту (КМС1090:2015). Смекаете? Полным ходом продаются госномера, а чиновники только сейчас, возможно(!), проведут их экспертизу. А знаете, почему? Да потому что ранее издание сообщало:заключения Нацстандарта о соответствии автономеров кыргызскому стандарту в природе нет, не было и быть не может. «Испытания пластин не проводились, так как на сегодня мы не располагаем ни специалистами, ни оборудованием для этого», - ранее поясняла глава Кара-Балтинского центра испытаний, стандартизации и метрологии. «Со всей ответственностью заявляем, что на территории КР ни одна лаборатория не аккредитована на испытания пластин», - подтвердили и в Центре аккредитации при Минэкономики КР.
Тогда спрашивается, какие документы представил единственный участник и победитель тендера, если пункт «Технический контроль и испытания» особых условий договора гласил, что «процедуры технического контроля и испытаний, а также любые испытания производятся до отгрузки товара и при окончательной его приемке? Технический контроль осуществляется на соответствие требованиям Нацстандарта КР КМС1090:2015 (ИСО7591:1982)». Согласно конкурсной документации, по одному из требований «поставщик должен предоставить полное соответствие с технической спецификацией согласно нацстандарту КР КМС1090:2015 (ИСО7591:1982)». И это помимо международных сертификатов.
Гэрээсовцы, а ведь это попахивает уголовным делом! Мало того что заявку участника не отклонили из-за неполного пакета документов, так еще и госномера, являющиеся специальной продукцией и подлежащей обязательной сертификации на соответствие требованиям национального стандарта, не сертифицированы. Зато сколько их уже продано!
Теперь ГРС пытается найти за пределами Кыргызстана тех, кто проведет испытания пластин и представит заключение на соответствие нацстандарту. По словам пресс-службы ведомства, ГРС рассматривает возможность экспертизы в таких странах, как Россия. Правда, и здесь неувязочка…
Проанализировав разработанный ГРС Национальный стандарт КР, мы выяснили, что в приложении «Д» названного документа фотометрические характеристики световозвращающего покрытия полностью скопированы с документа вот с таким сложным названием: Государственный стандарт РФ ГОСТ Р505077-93 «Знаки государственных регистрационных транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования».
Однако «синий» цвет, используемый в госномере для автомобилей МВД РФ, в кыргызском документе заменен на «голубой» без изменения коэффициента световозвращения.
А он подкрался незаметно
Смеем заверить, что вышеизложенное – это еще цветочки по сравнению с тем сюрпризом, который приготовил глава ГРС Тайырбек Сарпашев. Выяснилось, что в соответствии с распоряжением правительства №591-p от 7 декабря 2015 года Министерство иностранных дел КР направило в Секретариат ООН ноту об изменении буквенного индекса (отличительного знака государства) по допуску к международному дорожному движению в системе ООН с «KS» на «KG». Согласно размещенной на официальном сайте ООН информации, на основании этой самой ноты замена указанного индекса осуществлена 17 декабря 2015 года в соответствии с отправленным дипломатами документом. Индекс изменен в рамках Конвенции «О дорожном движении» и протокола «О дорожных знаках и сигналах» от 19 сентября 1949 года, подписанных в Женеве, к которым Кыргызстан присоединился 16 декабря 1993 года.
Но вот оказия… 30 августа 2006 года на основании Закона КР от 13 февраля 2006-го Кыргызстан присоединился к Конвенции «О дорожном движении», подписанной 8 ноября 1968 года в Вене. То есть, проще говоря, для стран, подписавших Конвенцию от 1968 года, утрачивает свое действие Конвенция от 1949 года. Выходит, что наш родной МИД обратился в Секретариат ООН и внес изменения в документ, утративший для Кыргызстана какую-либо юридическую силу.
Согласитесь, это нонсенс, когда МИД не в курсе того, под какими международными обязательствами подписалась страна!
Чем же это грозит нам, обычным автолюбителям? Согласно приложению 1 указанной конвенции стороны могут не допускать к международному движению по своей территории участников дорожного движения, чей индекс не соответствует установленному конвенцией. В этой связи существует риск того, что нашим водителям откажут в праве въезда на территорию участников вышеназванной конвенции, так как в их документах – водительских удостоверениях (национальных и международных), технических талонах и свидетельствах о регистрации ТС - указан индекс «KS» с учетом требований распоряжения правительства КР от 3 марта 2011 года № 53-р. А индекс «KG» указывается в новых госавтономерах.
Изменение может повлечь обязательную замену всех этих документов. Это уже, согласитесь, затрагивает интересы порядка двух миллионов граждан, а также субъектов предпринимательства. За чей же счет, прошу прощения, будет проводиться «банкет»?
Кстати, чиновники ГРС, тщательно скрывающие создавшуюся проблему, на один и тот же вопрос ИА «24.kg» о том, что ждет граждан КР в связи с изменением буквенного индекса страны, отвечают кто в лес, кто по дрова. Например, тот же Мелис Эржигитов зачем-то приплетает биометрические паспорта, в которых в скором времени будут указаны все данные об автолюбителе и его ТС. И вообще, по его мнению, старые госавтономера не соответствовали стандартам. Что же касается обозначения «KG», утверждает он, так на номере машины главы государства и чиновничьего аппарата оно было…
Уважаемый Мелис, настоятельно рекомендуем разобраться в том, что такое «серия» госномера, а что «буквенный индекс» страны. А вот в Департаменте регистрации транспортных средств и водительского состава нас попытались заверить, что в настоящее время действуют оба индекса - и «KS», и «KG», и проблемы как таковой нет. Сообщаем, что, по некоторым данным, имеются сигналы от граждан КР. Вопрос уже поднимают сотрудники дорожной полиции Республики Казахстан.
Амбициозность - это хорошо, а вот амбициозность министров-незнаек - не очень. Потому что после подобных инициатив, как правило, принимать удар на себя приходится нашим гражданам. Но в данной ситуации не одни они пострадают… Как мы писали выше, вместе с нами пострадают и имидж, и бюджет страны. Еще есть время разрешить ситуацию оперативно и не потерять лицо. Не опоздать бы…