«Там, где начинаются тайны, недалеко и до обмана».
Сэмюэл Джонсон
Чуть меньше месяца прошло с момента помпезного запуска производства автомобильных номеров на ГП «Инфоком» при Государственной регистрационной службе (ГРС).
Правда, спустя несколько дней после того, как автомобили с ними стали рассекать по городу, появились и первые отзывы кыргызстанцев о новых номерах. Увы, не все из них оказались положительными. И чем больше граждане делились своими впечатлениями, чем острее журналисты задавали вопросы, тем чаще ГРС путалась в ответах и отправляла за официальными запросами, тем самым подогревая интерес к теме. Не станем утомлять читателей длинным рассказом о том, каких усилий нам стоило получить информацию от государственных органов, но на днях мы наконец-таки получили ответы…
Отметим, что как только мы начали изучать попавшие в редакцию документы по проведению тендера, нас не покидало стойкое ощущение того, что конкурс был проведен для определенной компании. И в подтверждение этого корреспондент в каждом материале на данную тему приводил веские аргументы и факты.
Первый
В феврале 2016 года комиссия завершила оценку заявки и подписала протокол о победителе торгов. Им стал единственный их участник - российское ОсОО «Типография №2». Отмечалось, что конкурс был проведен одноэтапным методом, загрузить свою заявку через портал электронных госзакупок удалось лишь одной компании – российскому ОcОО «Типография №2». Предложения же других претендентов на сайт не загружались, и к началу тендера даже с привлечением специалистов, обслуживающих портал, и специалистов закупающей организации решить проблему не удалось.
Будем считать совпадением и то, что нынешний глава закупающей организации (ГП «Инфоком») Талант Абдуллаев в 2012 году работал в госучреждении «Инфо-Система» при Министерстве финансов и является одним из разработчиков портала государственных закупок.
Второй
Обращает на себя внимание и тот факт, что закупщик, лоббируя интересы единственного участника, в характеристиках тендерной заявки дал конкретное описание продукта вплоть до его веса, ширины, высоты и глубины, фактически сузив участие других претендентов, что по Закону КР «О госзакупках» категорически запрещено. И пытаясь уйти от ответственности, в наименовании требуемого скромно дописал слово «эквивалент» UTAL.
В своей конкурсной заявке новосибирское ОсОО предложило оборудование и расходные материалы производства sp. z.o.o. UTAL, Польша. Согласно выписке данных из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ/ЕГРИП) Федеральной налоговой службы РФ, учредителями «Типографии №2» являются два физических лица и одно юридическое - ОсОО «ЯГДО», имеющее штаб-квартиру также в Познани (Польша).
Третий
В контракте между ГП «Инфоком» и ОсОО «Типография №2» есть спорный момент, на который соответствующие органы предпочитают не обращать внимания. Пока не обращать… Дело в том, что на момент отправки запроса в ГРС, по данным ее пресс-службы, в Кыргызстане с 1 июля уже было продано 2,252 тысячи новых комплектов номеров на автомобили. И это притом, что ежедневно выдаются по 750 комплектов новых номеров. Ранее ИА «24.kg» сообщало, что в «Приложении 1» Договора указывается количество пластин - 1 штука стоимостью 150 рублей и рулон термотрансферной пленки - 1 рулон стоимостью 6 тысяч 55 сомов.
Чиновники верят, что Закон КР «О госзакупках» не нарушают, прописав в Договоре вот такой пункт: «Поставщик в соответствии с результатами проведенного конкурса одноэтапным методом от 14 января 2016 года № 15122381016-01, в порядке и на условиях, определенных настоящим Договором, обязуется в объеме, указанном в заявке Заказчика, осуществлять поставку пластин и термотрансферной пленки, указанных в Приложении 1 к настоящему Договору для производства госрегистрационных знаков транспортных средств, а Заказчик обязуется принять товар и полностью оплатить его стоимость».
В вышеуказанном законе, напомним, говорится о том, что, если стоимость закупаемого госорганом товара превышает 500 тысяч сомов, то ведомство обязано провести тендер. То есть прикрылись заявкой Заказчика и приобретают товар на гораздо бОльшую сумму, чем пороговая. Но, как говорится, время покажет, кто был прав…
Чем дальше в лес…
Но вернемся к новеньким и без сомнения красивым госномерам, которые не только радуют кыргызстанцев своим дизайном, но и огорчают. Как мы уже выше упомянули, через пару дней появились первые отзывы.
По мнению граждан, цифр на госномере не видно, и они «бликуют» на солнце. В качестве доказательства приложена фотография, на которой запечатлены маршрутка со старыми госавтономерами и автомобиль марки «Тойота» с новыми. Через пару дней выяснилось еще одно новшество: у номеров квадратной формы изменен размер пластины.
Позабавило, что в самом Департаменте регистрации транспортных средств и водительского состава (ДРТС и ВС) при ГРС вообще понятия не имели об этих изменениях. Журналисту ИА «24.kg» пришлось с рулеткой наглядно продемонстрировать это. А ведь именно это подразделение является разработчиком кыргызского стандарта для госномеров.
Во всяком случае, это прописано в документе «Знаки регистрационных транспортных средств. Типы и основные размеры, технические требования, методы испытаний».
Но, по словам заместителя директора ДРТС и ВС Усеина Касмалиева, лично их подразделение не вносило изменений в размер пластины. Резонный вопрос: кто же тогда внес и когда?
Водителям же, купившим их, теперь приходится или обрезать номера, чтобы вставить в подкассетник, или крепить непосредственно на автомобиль. Напомним, ранее пластина данного типа (12) имела размеры 304 миллиметра в длину и 154 миллиметра в высоту, длина новой составляет 320 миллиметров, высота - 160 миллиметров.
В свою очередь, пресс-секретарь ведомства Мелис Эржигитов, отвечая на вопросы ИА «24.kg», сообщил со ссылкой на специалистов, часть которых работает в близлежащей к зданию ГРС типографии (!), что фото c нечитаемыми новыми автономерами – подделка. И вообще, «придирки к новым автомобильным номерным знакам раздуваются искусственно через ИА «24.kg» и другое информационное агентство заинтересованными лицами». Однако конкретизировать, кем именно, Эржигитов отказался, добавив, что госномера соответствуют всем международным стандартам.
«Каким именно? Назовите», - попросили мы.
«Всем!» - сказал, как отрезал, чиновник.
И вообще, по его словам, «Инфокому» кажется, что за автором этих строк стоит предыдущий поставщик госномеров - частная компании «Анкер», поэтому отвечать на вопросы агентства они более не изволят. Жаждите развернутых ответов от госоргана? Тогда пишите официальные письма… Что мы и сделали, написав аж три официальных запроса.
Сюрприз!
Прождав положенный срок, согласно Закону КР «О доступе к информации, находящейся в ведении госорганов и органов МСУ», из ГРС мы получили ответы, но никак не предполагали, что для этих шедевров канцеляризма потребовалось две недели.
Например, нас интересовал вопрос, на основании каких документов изменен размер государственного регистрационного номерного знака на автомобили «тип 1.1» (ранее по КМС 1090/2007 он назывался «тип 12»), если Венская конвенция «О Дорожном движении» не содержит информацию о размерах.
Ответ ГРС: «На основании распоряжения правительства КР от 07.12.2015 года № 591-з разработаны стандарты государственных номерных знаков для транспортных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам, госорганам и органам местного самоуправления КР. Данный стандарт утвержден и введен в действие приказом Центра стандартизации и метрологии при Минэкономики КР от 08.12.2015 года №121- CT».
По словам же самих представителей Центра стандартизации и метрологии (ЦС и М), они лишь проверили новые разработанные госорганом документы «на гармонизацию с международными стандартами» и утвердили их. А почему поменялись размеры, нужно спрашивать у разработчиков документа, посоветовали нам.
Согласно же Закону КР «О нормативных правовых актах», все НПА, в том числе и ведомственные, затрагивающие права и интересы граждан (а это еще как затронуло интересы граждан), должны выноситься на общественное обсуждение. Обсуждения были? Не было! И это неопровержимый факт.
То есть вопросы, была ли необходимость изменять размеры квадратного госномера, и чем это новшество мотивировано, так и остались открытыми. Уж не в том ли дело, что у компании, которую активно продвигали в победители, изначально имелись пластины этого размера? Вот и пришлось внести изменения.
Чуть позже замдиректора ДРТ и ВС выдвинул версию о том, что якобы квадратный размер пластины максимально был приближен к американским параметрам(!). Да неужели? Господин чиновник, размеры американских номеров вообще-то в длину 300 мм и в высоту 150 мм. И как раз размеры старых отечественных номеров (304х154) гораздо больше подходили к заморским стандартам, чем ваши новые (320x160).
Следующий вопрос ИА «24.kg»: «Имеется ли официальное заключение Национального центра стандартизации и метрологии КР о том, что введенные 1 июня 2016 года новые госавтономера соответствуют всем необходимым техническим параметрам? Если да, просим приложить копию заключения».
И следующий ответ госмужей. Он изрядно повеселил: «Относительно соответствия КМС 1090:2015 (ИСО7591:1982) сообщаем, что, по информации ГП «Инфоком», образцы номерных знаков были направлены в Центр стандартизации и метрологии при Министерстве экономики КР для проверки на соответствие госномерным знакам».
Вы тоже не видите четкого ответа, есть заключение или нет? И мы не видим. А знаете почему ответ чиновников из разряда «высоко-высоко в горах» и завуалирован под фразу: «ГП «Инфоком» параллельно ведутся переговоры с другими независимыми лабораториями иностранных государств для объективности». Да не для объективности, ребятки, а потому, что заключения Нацстандарта о соответствии госавтономеров кыргызскому стандарту в природе нет, не было и не может быть. Так, по словам директора Кара-Балтинского Центра испытаний, стандартизации и метрологии, испытания пластин новых госавтономеров не проводились. «Не так давно к нам обращались из ГП «Инфоком» по поводу испытаний и выдачи заключения. Но мы не располагаем на сегодня ни специалистами, ни оборудованием для этого», - пояснила ИА «24.kg» глава Центра испытаний.
«Со всей ответственностью заявляем, что на территории КР ни одна лаборатория не аккредитована на испытания пластин для госавтономеров», - также подтвердили ИА «24.kg» в Центре аккредитации при Минэкономики КР.
Получается, что даже, если ГП «Инфоком» сейчас достанет сертификат соответствия из какой-либо лаборатории стран ЕАЭС, то, как ни крути, даты-то не будут соответствовать. Выходит, что ГРС сначала запустила массовое производство госавтономеров, и только теперь специалисты кинулись проверять пластины на соответствие отечественному стандарту.
Тогда какое заключение представило ОсОО «Типография №2» в пакете документов, если одно из требований тендерной документации было о том, что «поставщик должен подтвердить полное соответствие с технической спецификацией согласно национальному стандарту КР КМС 1090:2015 (ИСО 7591:1982)»? Да и было ли это заключение? Если да, то почему ГП «Инфоком» обращается в Нацстандарт? Ведь гораздо проще взять документ у победителя тендера и представить все желающим. А если этого документа у претендента не было, почему его заявка не была отклонена?
Хочется обратиться к депутатской комиссии вот с таким предложением: может быть, настала пора и этот тендер проверить, как в свое время проверили конкурс на строительство дороги Балыкчи — Корумду?
А с учетом заявления главы ГРС Тайырбека Сарпашева на заседании ЖК, что «средства, поступившие от реализации новых автомобильных номеров, уже за 10 дней окупили вложенные в оборудование деньги», проверили бы и обоснованность стоимости для кыргызстанцев комплекта госномеров в 950 сомов. Дело в том, что и отпускная цена поставщика для ГРС составляет 150 рублей. А кыргызстанцам - 400 сомов за одну пластину. Не многовато ли накидываете сверху, господа?
Так вот, в ГРС пояснить, из чего сложилась эта цена, отказались. И стойко держа оборону, прикрывшись, как щитом, приказом Антимонопольного агентства, якобы «секретностью информации», и крича на каждом углу о прибыли от продажи госномеров, чинуши рубят капусту. Скромно умалчивая о том, что прибыль им идет из наших карманов.