Военные кафедры в стране, возможно, ликвидируют. Ежегодно полторы тысячи выпускников вузов в случае принятия закона будут пополнять ряды кыргызской армии. Соответствующий законопроект поступил в парламент страны. Документ предлагает оставить подготовку офицеров запаса только в Медицинской академии. Об этом говорится в справке-обосновании к законопроекту «О всеобщей воинской обязанности граждан КР, о военной и альтернативной службах».
Возьмите меня!
Пять лет назад Министерство обороны КР решило ликвидировать военные кафедры во многих вузах страны. Причиной этого стала нехватка мест на военных кафедрах. К примеру, число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях и желающих пройти обучение на военных кафедрах, составляло 10-15 тысяч. А количество мест там было в пять раз меньше, поэтому брали «на военку» лишь самых лучших студентов - практически по конкурсу. И даже при таком раскладе в настоящее время число офицеров запаса, состоящих на воинском учете, значительно превышает мобилизационную потребность вооруженных сил страны.
В связи с этим Государственный комитет по делам обороны предлагает гражданам в возрасте от 25 лет и старше внести 250 расчетных показателей (то есть 25 тысяч сомов) и без прохождения сборов получить военный билет. Однако с таким документом выпускники вузов не смогут трудоустроиться в силовые органы.
Тем же, кто решит связать свою жизнь со службой, необходимо будет получить военный билет первой категории. Для этого лицам в возрасте от 25 до 40 лет придется заплатить значительно больше - 50 тысяч сомов, помимо этого военнообязанный должен будет месяц нести службу. А если выпускник решит отдать долг родине сразу после университета, ему не нужно будет платить, но придется 11 месяцев изучать военное дело.
Как сообщили ИА «24.kg» собственные источники в военкомате Свердловского района, в настоящее время проблем с призывниками они не испытывают.
В южном направлении!
«Есть проблема отправки призывников из столицы на юг. Нам приходится искать парней, которые родом из Оша, Баткена или Джалал-Абада. В прошлом году во время осеннего призыва у нас было 70 человек, из них 26 с высшим образованием. Это говорит о том, что число желающих пройти службу растет. Раньше было сложно застать призывников дома, они от нас скрывались, прятались. Теперь приходят сами и даже просят распределить их в ту или иную воинскую часть», - сообщает источник.
Господа офицеры
В настоящее время в Кыргызстане три университета, на базе которых есть военные кафедры. Это Государственный университет строительства, транспорта и архитектуры, Ошский технологический университет и Медицинская академия в Бишкеке. Начальник управления местных органов военного управления при Госкомитете по делам обороны Руслан Абдрахманов рассказал ИА «24.kg», что в 2015 году 700 человек получили воинское звание «лейтенант», и этого количества офицеров вполне достаточно для пятимиллионного населения.
«С учетом нашего геополитического расположения мы должны поднимать обороноспособность страны. Лейтенант, который выпускается через срочную военную службу, более квалифицирован и подготовлен, чем тот, кто получал звание на военной кафедре. Если законопроект поддержат, то после университета выпускник будет обязан пройти срочную военную службу», - рассказал Руслан Абдрахманов.
Кем командовать будем?
В законопроекте описывается и финансовая выгода от закрытия военных кафедр. Если документ подпишут, бюджет вооруженных сил увеличится на 72,5 миллиона сомов. Предполагается ежегодное прохождение сборов мобилизационного резерва в количестве тысячи человек и зачисление в запас без прохождения сборов пятисот человек. Цифры говорят за себя. В настоящее время в Кыргызстане из имеющихся ресурсов 69 процентов - офицеры запаса и только 10 процентов - сержанты и солдаты запаса.
«Мы исходим из того, что все должны служить. Мы ежегодно выпускаем из Военного университета, Академия МВД готовит для себя, ГКНБ тоже готовит офицеров через свои центры подготовки. Нужно ли нам столько офицеров? Зачем тратить государственные деньги и готовить ненужный продукт?» - задается вопросом Руслан Абдрахманов.
Альтернативка
Что касается альтернативной службы, то условия ее прохождения не изменились с 1993 года. Призывник, имеющий проблемы со здоровьем, освобождается от срочной службы, но обязан заплатить 18 тысяч сомов. Однако если спустя время человек решит служить в правоохранительных органах, он будет обязан пройти годовую службу, и только после этого ему поменяют военный билет и присвоят офицерское звание.
Лакомый кусок
Директор Единого правового центра «Вигенс» Владимир Плужник считает, что подобные нововведения в первую очередь связаны с желанием пополнить бюджет Министерства обороны. Ведь студент, который проходит обучение на военной кафедре в университете, отдельно не оплачивает полученные военные навыки, но получает военный билет с офицерским званием.
«Если взять любой законопроект, то в справке-обосновании должно быть прописано, что студенты на военной кафедре не получают необходимых знаний. Если рассматривать юридическую сторону, то тогда нужно контролировать качество обучения на этих кафедрах. В университетах работают опытные сотрудники и дают хорошие знания по военной подготовке. Я сам проходил обучение и считаю, что качество образования у нас на высшем уровне. Сейчас нужно будет решать вопрос трудоустройства сотрудников военных кафедр. Считаю, что все это делается для того, чтобы пополнить бюджет Минобороны», - рассказал Владимир Плужник.
Море волнуется раз!
По его словам, с момента появления информации о возможном закрытии военных кафедр к ним в офис позвонили более двадцати человек с просьбой разъяснить ситуацию.
По мнению юриста, родители, которые не захотят отправлять своего ребенка в армию, сделают все возможное в рамках закона. «Молодые люди будут заключать фиктивные браки. Или родители начнут расторгать браки, чтобы показать документ о наличии единственного кормильца в семье. А ребят из таких семей призвать в армию закон не позволяет», - говорит он.
Бурное обсуждение вызвал данный законопроект в обществе. Выпускники вузов не понимают, как специалист сможет сохранить полученные в университете знания, если ему придется почти год изучать военное дело и думать только о защите родины.
В любом случае последнее слово за парламентариями и президентом. Если закон подпишут, служить придется.