23:25
USD 88.68
EUR 95.00
RUB 0.95

О детских суицидах из-за буллинга в соцсетях рассказала эксперт

По статистике, в год регистрируется около 100 случаев самоубийств среди молодых людей, в том числе из-за буллинга в интернете и соцсетях.

Показатели в Кыргызстане выше среднестатистических — 10,04 случая на 100 тысяч населения; средний показатель в мире — 7,4. Однако психологи и общественные работники утверждают, что это число вдвое или втрое выше из-за табуированности темы суицида в нашей стране.

«О большинстве случаев замалчивается и официально не сообщается. Эта тема весьма щепетильна и чувствительна в Кыргызстане. Ведь мы не привыкли говорить о своих переживаниях, депрессивных настроениях, страхах, мыслях закончить все раз и навсегда», — рассказала 24.kg магистрант программы Erasmus Лейла Салимова.

из архива
Фото из архива. Лейла Салимова

— Вы интересуетесь темой подростковых суицидов. Насколько остро стоит этот вопрос в КР?

— В своей профессиональной деятельности я так или иначе взаимодействовала с молодежью. Более тесно начала работать в этой теме, став частью общественной инициативы «Сен жалгыз эмессиң», которая образовалась на фоне шоковых цифр суицидов среди подростков в первые недели карантина из-за пандемии COVID-19.

Мысль о том, что дети в период полного отчаяния думают о самоубийстве как о единственном выходе, не может нам, взрослым, прийти в голову.

— Какие исследования вы проводили на эту тему?

— Мое первое исследование было направлено на влияние психосоциальных стрессоров, спровоцированных пандемией COVID-19, на подростков в Кыргызстане. Результаты выявили огромные пробелы не только в системе соцподдержки, но и в самом институте семьи. Большая половина опрошенных ребят не делится своими сокровенными мыслями и переживаниями ни с кем из членов семьи. Во время ковида, когда подростки были заперты в четырех стенах со своими страхами и чувствами, многие отмечали повышенный уровень тревожности, беспомощности, одиночества, которые иногда провоцировались агрессией со стороны родителей/опекунов и социальной изоляцией.

В такой ситуации многим опрошенным ребятам хотя бы раз приходила мысль пойти на самоубийство. Не всегда это дети из неблагополучных семей. Мировые исследования говорят о том, что суицид совершают дети из обычных семей из-за того, что родители не умеют общаться со своими детьми.

Об этом и многом другом я рассказываю на своей страничке в Instagram (@acltalks). Для меня важно показать доказательный опыт других стран в решении проблемы суицида, в частности подросткового. Пока в Кыргызстане мы только охаем и ахаем от сводок новостей, что тот или иной подросток лишил себя жизни, в других странах мира уже давно предпринимают реальные шаги по сокращению факторов риска и разработке эффективных превентивных мер.

— Какие это шаги и меры?

— Данута Вассерман, суицидолог из Швеции и ученая, которой я восхищаюсь, считает, что для проблемы, которую можно предотвратить, число самоубийств в мире слишком высокое. Во многих школах США и Европы уделяют огромное внимание постоянному обучению школьного персонала по выявлению учеников с суицидальными наклонностями посредством активного наблюдения, отработанных алгоритмов и скрининга, создания доверительной атмосферы, а также ограничения доступа к смертоносным средствам. Кроме того, существуют программы поддержки со стороны сверстников, помогающие подросткам повысить осведомленность о предупреждающих сигналах, о том, как наиболее эффективно реагировать на суицидальные наклонности у своих одноклассников.

Ведется активная работа с родителями, так как более 70 процентов случаев подростковых самоубийств происходит из-за семейных конфликтов.

Есть кризисные центры и горячие линии, где оплачиваемый персонал и обученные волонтеры предоставляют подросткам консультации по телефону и другие услуги. В школах работают социальные работники на полную ставку. Поскольку проблема комплексная, соцработник должен работать в тандеме с другими специалистами (психологом, соцпедагогом, администрацией школы в целом, привлеченными специалистами из правоохранительных органов, медучреждений и общественных организаций).

В некоторых постсоветских странах до сих пор складывается однобокое отношение к соцработникам как к специалистам, предоставляющим только социальные выплаты уязвимым слоям населения. Однако они крайне необходимы, чтобы выявлять семьи в группе риска, трудных жизненных ситуациях и предлагать им своевременные, эффективные решения.

— Что может стать причиной суицида? Буллинг, насилие...?

— Мое недавнее исследование в рамках магистерской работы как раз было направлено на оценку работы междисциплинарных команд в школьной среде по решению проблем насилия, буллинга, обеспечению безопасной психосоциальной среды для учеников, а также профилактике подросткового суицида. К сожалению, работа таких команд чаще носит реагирующий характер, а не превентивный.

Если в Бишкеке и Оше еще работают школьные психологи и за каждой школой закреплен сотрудник ИДН, то в глубинках всю работу по первичной превенции и вмешательству выполняют чаще всего соцпедагоги с огромной нагрузкой по основным предметам и минимальной поддержкой от органов соцзащиты, без системности.

В Кыргызстане, где со скоростью света растет количество детей, над которыми совершили насилие, где наблюдается огромное число детей мигрантов, находящихся на попечении чужих людей, низкий уровень экономической стабильности в семьях, просто жизненно необходимы дополнительные кадры — социальные работники по работе с детьми и их защите. Недавняя инициатива в новой редакции Кодекса о детях о выделении бюджета для таких специалистов все еще находится на рассмотрении на уровне кабмина КР.

— Какие слова или поступки, действия взрослых могут уберечь подростка от суицида?

— Суицид — это конечное действие, которому предшествует много причин. Когда происходит трагедия, обычно в сводках пишут, что правоохранительные органы выясняют все детали случая, учителя в ужасе, что такое может произойти в их школах, начинают командным голосом «запрещать» ученикам даже думать о таких поступках, родители сокрушаются, а на самом ли деле они знали своих детей...

В подростковом возрасте молодые люди переживают различные трансформации не только со своим телом, но и психологические изменения в голове. Родители, близкие, друзья, школа и государство должны направить все свои усилия для устранения факторов риска, которые могут косвенно или напрямую повлиять на суицидальность у молодежи и не доводить до состояния, когда нужно прибегать к медикаментозной и/или психиатрической терапии.

Я всегда верила в то, что семья и школа — это основные институты, которые предполагают безопасную среду для полноценной жизни и развития каждого ребенка. Находясь рядом со своими детьми, принимая со всей серьезностью их чаяния, разговаривая без обвинений и осуждений, родители и учителя могут помочь детям справиться с тяжелыми мыслями и настроениями, пока они только на стадии зародыша. Такие маленькие, но очень важные шаги могут помочь им пережить трудности. Делиться переживаниями лучше всего учить с детства. А еще лучше, если бы психологи в школе работали над этим и учили, что не нужно скрывать свои эмоции.

Популярные новости
Бизнес