03:02
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97

«Безопасный город»: без права на реализацию

Сколько лет в Кыргызстане мусолят вопрос о реализации проекта «Безопасный город»? Его так заволокитили, что он ни на йоту не приблизился к своему старту.

Напомним, многообещающий проект был призван осуществить прежде всего внедрение автоматизированной системы видеонаблюдения, фото- и видеофиксации. Этот программно-аппаратный комплекс должен был дать возможность быстро определять и оперативно реагировать на всякого рода нештатные ситуации, а также своевременно принимать меры по устранению их последствий.

«Безопасный город» также предполагал создание при МВД единого электронного центра учета и регистрации преступлений. Последний позволил бы повысить уровень оперативного реагирования милиции на заявления и сообщения граждан, а органам прокуратуры в краткосрочной перспективе – улучшить контроль и надзор в режиме реального времени и своевременно принимать соответствующие решения.

Но все красиво у нас обычно бывает только на бумаге. Реалии позволяют сделать неутешительный вывод: «на верху» в реализации проекта никто не заинтересован. И в первую очередь в самом Министерстве внутренних дел.

Напомним, в Кыргызстане с 2011 года предприняли уже две попытки осуществить проект «Безопасный город». Обе не просто безрезультатные, а сопровождающиеся скандалами и выяснением отношений.

Без крыши

Будучи главой МВД, Зарылбек Рысалиев воевал с победителем тендера – китайской компанией. В итоге и специалисты из Поднебесной, и милицейский начальник остались не у дел, а Бишкек - без «Безопасного города».

Вторую попытку предпринял новый глава ведомства - Мелис Турганбаев. Тендерная комиссия определила победителя – компанию «Стилсофт». И уже в феврале 2015-го ее руководитель Юрий Стоянов собрал пресс-конференцию, чтобы рассказать о ближайших планах.

По его словам, в течение ближайшего года в рамках проекта в Бишкеке должны установить 300 камер видеонаблюдения. Всего в течение трех лет в Кыргызстане предполагалось разместить 1 тысячу 750 камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

«Это системы автопатрулей «Красный свет», «Пешеход», «Скорость», «Стоянка». Они позволяют фиксировать различные нарушения. Кроме того, будут установлены мобильные посты мониторинга скорости. Подобные установки более пяти лет успешно работают в городах России. Планируется разместить также 49 радаров на трассе Бишкек – Каракол. Проект будет реализован в течение трех лет в три этапа. Первый: за год после подписания соглашения в столице появится 300 камер видеонаблюдения и фиксации нарушений правил дорожного движения. Всего обзорное наблюдение обеспечат 700 систем фиксации. Вторым этапом также будет создание электронного КУП – системы, где будут фиксироваться все заявления от граждан и где последние смогут в режиме реального времени отследить ход своего заявления. Третий этап - создание единой информационной системы», - рассказывал прессе Юрий Стоянов.

Но оптимистичные обещания в одночасье стали прожектом. Глава МВД вдруг усомнился в честности компании-победителя и принялся выводить ее на чистую воду. «Стилсофт» обратился в суд. Следом в суд с иском о признании недействительными результатов тендера на реализацию проекта «Безопасный город» обратилось правоохранительное ведомство. В Межрайонном суде Бишкека этот иск оставлен без удовлетворения. Но МВД обжаловало решение в горсуде.

Странно все это, ведь тендерная комиссия состояла из членов правительства и самих милицейских чиновников. Например, в ее составе был замминистра МВД Курсан Асанов. Были в ней и  депутаты парламента. Никто из них не возразил против победителя. Потом вдруг начался шум. Судебные тяжбы продолжаются до сих пор.

Кто крайний?

«МВД провалило проект «Безопасный город», - заявил в июле 2015 года на коллегии ведомства премьер-министр Темир Сариев. По его словам, это очень печально. «Безопасный город» не реализуется уже долгий период. Мы судимся и не можем начать необходимые работы. А он нам нужен, как воздух, как вода. Особенно в проекте нуждаются густонаселенные Бишкек и Ош», - добавил глава правительства.

А на днях, на очередном заседании в правительстве, Темир Сариев вновь вернулся к этому вопросу. И вновь бросил камень в огород милиции.

«У МВД один из самых высоких показателей по неисполнению планов на 2015 год. Из-за скандалов вокруг «Безопасного города» правительство часто критиковали. Также вы затянули с реализацией проекта по объединению ДПС и ППС. Вы делали презентацию, изучали мировой опыт в этом вопросе. Где результат?» - обратился Темир Сариев к главе ведомства Мелису Турганбаеву.

Последнему пришлось оправдываться.

«По «Безопасному городу» идут судебные разбирательства. Пока они не закончатся, мы не можем ничего делать. Никто не может подписывать документы без тендера. Но я настаиваю на том, что мы сами сможем поэтапно реализовать проект. Что касается реформы ДПС, мы не можем ее делать без денег. А финансирования нет. Надо купить форму, рации, автомобили. Всего на реализацию проекта надо $7-9 миллионов», - ответил глава МВД.

Сами с усами

На реализацию проекта «Безопасный город» потребуется $42-79 миллионов. Такую цифру ранее озвучил журналистам начальник Главного информационного центра МВД Алмазбек Бообеков. Ее никто не опроверг, ею апеллируют по-прежнему и в ведомстве, и в кабинете министров.

Мелис Турганбаев либо лукавит, либо сознательно тормозит реализацию такого нужного стране проекта. Он заявляет, что МВД по силам самостоятельно реализовать его, но при этом признается, что даже на реформы во вверенной ему системе нет финансов. На какие шиши, спрашивается, в МВД намереваются реализовать проект? И главное, когда?

Как ни крути, получается, что нас вводят в заблуждение. Напомню, в соответствии с Законом «О государственно-частном партнерстве в КР» в течение 60 дней все поступившие предложения должны быть оценены, выбрана компания-победитель и заключено соглашение. Время летит, а воз и ныне там.

Фактически мы наблюдаем, что государство в лице МВД как партнер частника вовсе не заинтересовано во внедрении проекта «Безопасный город», цель которого, по сути, - ликвидация коррупционного риска и человеческого фактора при фиксации фактов нарушений правил дорожного движения всеми без исключения.

Депутат ЖК Джаныбек Бакчиев, комментируя заявление главы МВД Мелиса Турганбаева о том, что его ведомство рассматривает возможность самостоятельной реализации данного проекта, напомнил, что «не только в нашей стране, но и во всем мире сейчас кризис». «И тратить государственные деньги на такие большие проекты, которые требуют не только огромных средств, но и огромного опыта в реализации подобных программ, то есть идти на непроторенную поляну, чревато. Я не думаю, что кто-то возьмет на себя такую ответственность», - заключил он.

Остается изрядная порция сомнения в том, что «Безопасный город» когда-нибудь начнут внедрять в Кыргызстане.

Главное - создать видимость

Будучи депутатом парламента, Данияр Тербишалиев справедливо отмечал, что этот проект необходимо реализовывать вкупе с реформами всей правоохранительной системы.

«Безопасный город» вырван из контекста реформ. Установить камеры и взимать штрафы за нарушения – это, конечно, хорошо. Но мало внедрить современные технологии, надо менять всю систему работы милиции: добиться ее деполитизации, когда гражданский контроль будет превышать политический, добиться демилитаризации, то есть уйти от признания милиции как военизированного органа. Мы должны воспринимать милицию как государственный орган и в соответствии с Законом «О госслужбе» проводить конкурсный отбор кадров. При этом важно изменить критерии оценки работы сотрудников правоохранительных органов. Делать упор не на статистику раскрываемых преступлений, а на качество их раскрытия. Финансирование «Безопасного города» должно контролироваться гражданским обществом. Я также считаю неправильным создавать спецфонд при МВД. Все мы знаем, что правоохранительная система сегодня коррумпирована и закрыта. Есть опасения, что общество потом не сможет получить отчет о том, куда тратятся деньги. Бюджетные вопросы необходимо решать через бюджет и под контролем правительства», - сказал Данияр Тербишалиев.

Очевидно, что в МВД в этом не заинтересованы. Здесь пока увлечены очередным переименованием подведомственных структур.

В декабре 2014 года чиновники решили в очередной раз переименовать дорожную милицию. Два года назад это уже делали – из ГУБДД она превратилась в Дорожно-патрульную службу (ДПС) МВД КР. Это как-то сказалось на эффективности ее работы? Конечно, нет. А сколько затратили на переписывание вывесок и документов?

Между тем последняя статистика, напротив, более чем красноречива. В Кыргызстане за 10 месяцев 2015 года на дорогах погибли 879 человек, еще 8 тысяч 812 получили различной степени ранения. Об этом ИА «24.kg» сообщили в самой ДПС. За указанный период всего произошло 5 тысяч 953 дорожно-транспортных происшествия. Из них 1 тысяча 224 - с участием детей. В них погибли 88 детей, еще 1 тысяча 401 получили ранения и травмы.

Еще цифры. Рабочая группа Совета обороны выявила 28 коррупционных механизмов в ДПС. По итогам аттестации около 40 (!) процентов сотрудников ДПС провалились. По данным теперь уже бывшего вице-премьера, отвечающего за силовой блок, Абдырахмана Маматалиева, многие из них не имеют соответствующего образования – технического.

Лобби. Как много в этом слове…

Ни один чиновник не привлечен к ответственности за провал проекта «Безопасный город» - факт.

«Из-за «Безопасного города» правительство стало объектом критики», - посетовал на последнем заседании правительства премьер-министр Темир Сариев, помните?

А тем временем глава МВД Мелис Турганбаев находится в Молдове по приглашению своего коллеги. Об этом журналистам рассказал руководитель некоего комитета по защите прав кыргызской милиции Мелис Арыпбек. Он также заявляет, что Мелис Турганбаев спас нашу страну от позора. И стал рекламировать молдован.

«Молдова оказывается лидером по проекту «Безопасный город», они ближе к Европе и имеют огромный опыт в этой области. Его (Мелиса Турганабаева – прим. ИА 24.kg») коллега Олег Балан презентовал программное обеспечение для проекта на бесплатной основе, его возможности больше, авторские права принадлежат Молдове», - сказал Мелис Арыпбек.

А вот что сообщила член Общественного наблюдательного совета при МВД, глава правозащитного центра «Калым шамы» Азиза Абдирасулова.

«Когда мы говорили, что руководство МВД заинтересовано, чтобы выиграла другая кампания, нам сказали, что мы обвиняем безосновательно. Наконец-то все всплыло. Несмотря на то, что в данное время идет судебное разбирательство в Кыргызстане, должностные лица МВД, принимающие решения, находятся, там, откуда эта кампания (молдавская – «Десса» – прим. ИА «24.kg»), за которую они болели. Это означает, что изначально они были заинтересованы в их выигрыше. Сказали бы тогда прямо и открыто. Я лично поддержала бы ту кампанию, с которой МВД стало работать. Для меня не было важно, какая кампания выиграет. Для меня было принципиально важно, чтобы проект «Безопасный город» начал работать», – написала Азиза Абдирасулова на своей странице в социальной сети.

По ее словам, «теперь устами какого-то неизвестного человека (Мелиса Арыпбека – прим. ИА «24.kg»), который не принимал участия ни в тендерной комиссии, ни в работе по реформе ОВД, хотят свалить свою головную боль. За деньги эти людишки готовы прыгать с неба без парашюта. Чтобы только проект «Безопасный город» не работал». Без комментариев.

Молдавская компания «Десса» и Олег Балан - коллега Мелиса Турганбаева, если верить главе комитета по защите кыргызской милиции, обещают нам золотые горы. Безвозмездно. Бывший главный редактор газеты «Эркин Тоо» Мелис Арыпбек заявляет, что платформа стоимостью $500 тысяч будет передана МВД Кыргызстана на безвозмездной основе. Ну мы же все знаем, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. По мнению депутата Алтынбека Сулайманова, в этом проекте активное участие должен принимать ГКНБ. «Речь идет о национальной безопасности, поэтому контроль должен быть усилен», - пояснил он.

Может, АКС, действительно, уже озаботится этим скандальным вопросом, узнает, кто и почему саботирует нужный стране проект: одних выставляет за порог, других откровенно лоббирует, при этом определенно забалтывая решение самого вопроса.

Популярные новости
Бизнес