Решение о не аккредитации журналистов в Жогорку Кенеше является дискриминационным и противоречит Конституции. Об этом говорится в юридическом заключении Общественного фонда «Центр медиаразвития».
Отмечается, что с началом работы Жогорку Кенеша КР VI созыва возникли трудности и вопросы, касающиеся деятельности журналистов в парламенте. Чтобы разобраться в ситуации, правозащитники изучили, чем руководствуется сейчас пресс-служба ЖК при решении вопроса о том, кого из журналистов допускать на мероприятия.
«Любая деятельность государственного органа должна быть обоснована и регламентирована нормативно-правовым актом. Правила аккредитации журналистов в Жогорку Кенеше КР утверждены распоряжением торага от 28 декабря 2010 года. Но сейчас они не имеют юридической силы. Согласно пункту 4 статьи 2 Закона КР «О регламенте Жогорку Кенеша», полномочия ЖК КР начинаются со дня принятия присяги большинством депутатов на его первом заседании. Полномочия прежнего созыва прекращаются со дня первого заседания нового Жогорку Кенеша. Первая сессия ЖК КР VI созыва состоялась 28 октября 2015 года», - говорится в заключении.
В пункте 4.1. Правил аккредитации говорится: «Настоящие правила вступают в силу с момента подписания его торага Жогорку Кенеша и действуют до истечения срока полномочий ЖК V созыва». Таким образом, правила аккредитации перестали действовать 28 октября 2015 года. Положение, регулирующее вопросы аккредитации представителей СМИ в ЖК нового созыва, еще не принято. Поэтому непонятно, чем руководствуются представители пресс-службы при решении вопроса о том, кого из журналистов допускать в парламент до тех пор, пока не принято законное решение об аккредитации.
Таким образом, лишение аккредитации в прошлый сессионный год не означает, что журналист не может подать на аккредитацию в следующем сессионном году. «Лишение аккредитации является мерой наказания представителя СМИ за действия, нарушающие требования законодательства. Однако любое наказание не может быть бесконечным. Журналист, лишенный однажды аккредитации, должен осознать ошибки и не допускать их впредь. Это не значит, что теперь он не сможет быть аккредитован в ЖК КР. Такая позиция противоречит положениям Конституции», - заключают эксперты.
В ОФ напоминают, что по закону о защите профессиональной деятельности журналиста «должностные лица государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за… необоснованный отказ в аккредитации или неоправданное прекращение аккредитации». Конституция страны гласит, что «никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств».
«Хотелось бы напомнить, что, согласно Конституции КР, государственная власть в Кыргызстане основывается в том числе и на принципе открытости и ответственности государственных органов перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа. Принцип открытости закреплен в Законе КР «О Регламенте ЖК КР». Необоснованно ограничивая доступ СМИ, Жогорку Кенеш противоречит своим основополагающим принципам», - уверены в ЦМР.