11:01
USD 85.80
EUR 92.87
RUB 0.89

Школьные поборы: молчание ягнят?

В следующем году мой сын пойдет в школу. Копить на «бесплатное» образование знакомые родители учащихся советуют заранее. Форма, учебники, охрана, классная копилка, подарки учителю и даже за отработку летней практики – на что только не собирают деньги!

А сколько платите вы?

Тема сентябрьских собраний мам и пап негласно всегда известна – сумма сборов. Родители даже шутят между собой, что «вход бесплатный, выход – платный». А некоторые пишут заявления: «Обязуюсь добровольно делать взносы».

Проблемой добровольно-принудительных взносов недавно озаботилась и министр образования и науки Эльвира Сариева. На своей страничке в соцсети она попросила родителей написать, приходится ли им платить так называемые добровольные взносы в кассу школы, где учится ребенок. «Укажите, пожалуйста, в какой форме обычно в вашей школе это делается (приобретаете что-либо из мебели или оборудования, вносите деньги на счет в банке или относите классному руководителю), а также номер школы», - написала министр.

Интернет-пользователи не заставили себя ждать. «Легче спросить, кто не платит в школу «добровольные» взносы. Интересно будет узнать, как это у них так получается». «Раз мы не можем остановить поборы в школах, может, узаконить их, чтобы родители сами собирали эти деньги и сами ими распоряжались, а не руководство школы?» «Скажи и станешь белой вороной! Думаю, все платят и будут платить, пока зарплата учителей не будет 80 тысяч сомов».

Кто-то просто интересуется, что изменится после таких разговоров, а другие делятся зарубежным опытом: «В Америке не запрещены взносы родителей. Только там они действительно добровольные, дают только те, кто может помочь. Родительский комитет, подотчетный родителям, обозначает проблему школы и объявляет сборы. После этот комитет отчитывается перед родителями и показывает им сделанную работу. Например, отремонтированную спортивную площадку, дополнительные учебные пособия, инвентарь для кружков… Руководство школы к финансовым делам родителей не имеет отношения, поэтому в этом деле коррупции нет».

А более смелые называют конкретные цифры: «Ежегодный взнос в 5 тысяч сомов (на что тратится, не знаю) на банковский счет какого-то общественного фонда. Плюс 2 тысячи сомов в классную копилку (книги, мебель в прошлом году). Плюс в кассу школы за охрану, бассейн, дополнительные занятия». Если верить ответам, то в школе №70 одни из самых высоких показателей. «На фонд - 6 тысяч сомов, отдельно на ремонт школы 1,5 тысячи, на ремонт класса отдельно, на охрану, бассейн, уборку, на цветы – 500 сомов, на полив цветов – 400 сомов отдельно. Копилка класса, на праздники учителям отдельно, на книги, на дополнительные обязательные предметы…», - подробно перечисляет Жылдыз Токтоева.

Недоразумение?

Мы связались с руководством школы и уточнили, сколько денег собирают родители учащихся. Директор учебно-воспитательного комплекса (УВК) школы-гимназии №70 Чолпон Джунушева подробно все разъяснила: «У нас обучается 2,7 тысячи детей при норме 1,2 тысячи. В общественный фонд люди сдают добровольно - кто сколько хочет и может. На сегодня, по-моему, таких желающих набралась только одна треть. Кто-то может сдать 200 сомов, 500, а другие гораздо больше. Учителя в это не вмешиваются. Что касается ремонта в классах, родители действительно помогают. Опять же, это решает родительский комитет. Но о сумме в 1,5 тысячи сомов я первый раз слышу. Об охране. На внутришкольном родительском собрании было принято решение уплачивать 75 сомов в месяц за охрану и столько же за уборку. Это протокольно зафиксировано».

«О бассейне. У нас единственная школа, где уроки физкультуры с 1 по 4-й класс включительно проходят в бассейне. Сами уроки бесплатные, но родители платят за содержание бассейна (очистку и так далее). Что касается цветов, честно говоря, я не могу представить, кто и кому покупал цветы. Может, речь о Первом сентября, когда мама купила букет? Первый раз слышу и о поливе цветов. Классная копилка, возможно, у родителей есть. Классным руководителям категорически запрещено о них даже говорить: издан приказ министерства о том, что учителя не должны иметь отношения к финансам. Обеспеченность книгами: в старших классах учебники не покупают, а в младших в связи с тем, что в классе по 50 человек, возможна нехватка каких-то учебников. Поэтому родители могут докупать книги. Дополнительные образовательные услуги ученики получают по желанию. Все расценки утверждены министерством. За каждый проведенный урок выдаются квитанции. Нас все проверяют, и пока претензий никаких не было», - добавила Чолпон Джунушева.

Она отметила, что с автором сообщения Жылдыз Токтоевой лично не знакома. «Буду выяснять. К этой женщине претензий у меня нет, - заверила директор школы. - Просто хотелось бы спросить, что за расходы на полив цветов. Может, это даже не мама кого-то из учащихся? Может, она просто услышала со стороны? Считаю, что это просто недоразумение. Если это и мама, то она неправильно проинформирована. Мы прекрасно понимаем положение родителей, поэтому никого не принуждают сдавать деньги. Нет у нас и каких-то репрессий. Многие родители вообще за десять лет обучения ребенка ничего не платили».

Образование без содержания

Директор УВК школы-лицея №17 Наталья Щербакова также рассказала ИА «24.kg», как поступает к ним родительская помощь и на что она тратится. Собирает средства, по ее словам, общественное объединение «Пушкинист», созданное родителями, через банк. «В этот вопрос педколлектив абсолютно не вмешивается. После этого школа делает заявку исходя из приоритетов. В первую очередь это канализация и крыша, безопасность внутри здания, затем учебники и так далее. Правление фонда составляет смету, обсуждает вопрос и дает свое согласие либо нет. Бывают и случаи отказа. Объединение регулярно отчитывается перед родителями. Представлена информация и на стенде».

На вопрос, существенна ли родительская поддержка, Наталья Щербакова ответила: «Без родительских денег в школе было бы, как в милиции, когда заходишь, и даже стула нет, чтобы присесть. Или как в больнице, где туалеты с разбитыми стеклами. То же самое было бы и в школах, потому что государство не выделяет деньги даже на мел и хлорку. На один урок математики, к примеру, нужно пять кусочков мела, каждый по сому. И всего таких уроков шесть. А сколько нужно хлорки? И что будет, если мы не будем обрабатывать?»

При этом Наталья Щербакова подчеркивает, что школьное образование в республике бесплатное. Но не содержание самих учебных заведений. «Ни в Конституции - нигде - не написано, что содержание у нас бесплатное. Это разные вещи», - отмечает она.

Взносы есть, а заявлений нет

Начальник управления образования мэрии Бишкека Сауле Мейрманова признает проблему. «Сборы в школах ведутся. Этого скрывать не стоит. Но насколько прозрачно и открыто эти вопросы решаются? Если указывают конкретно школу или учителя, то мы, конечно, принимаем меры. Однако такой информации нет, с начала года конкретных фактов не выявлено. А что мы можем сделать в таком случае?» - разводит она руками.

Глава ОФ «Лига защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова тоже отмечает, что жалобы от родителей на принудительные сборы к ним поступают. «Но когда говорим: пишите официальное заявление, они не пишут», - рассказывает она. Получается парадокс. Родители возмущаются, но открыто не заявляют. «Да! – признает Сауле Мейрманова. - Мы просим назвать фамилию или хотя бы указать школу. Но все ссылаются на то, что после этого детей будут обижать. А как в таком случае мы можем воздействовать и решать проблему? Постоянно проводим совещания, говорим об этом, усиливаем работу по снижению коррупционных рисков, ежемесячно требуем обновления информации на стендах».

«Конечно, запрещаем классные копилки. Но есть и такие родители, которые говорят: мы хотим поехать в цирк или театр, почему мы не можем? Или в начальной школе отмечают день рождения ребенка, прощание с букварем. Это тоже не запретишь! Главное, чтобы это проводили родители сами, а не школы или классные руководители», - добавляет Сауле Мейрманова.

По словам министра Эльвиры Сариевой, сбор родительской помощи не запрещен. Только если взнос действительно добровольный. «Участились жалобы на то, что директора школ собирают взносы, а потом не отчитываются перед родителями, и непонятно, куда эти деньги деваются», - говорит глава Минобразования. Пока в ведомстве только собирают и сортируют жалобы, позже обещают подвести итоги, а по результатам традиционно «принять меры».

Родители понимают, что без их поддержки школы не выживут, а потому готовы оказывать посильную помощь. С единственной и справедливой ремаркой: чтобы денежные потоки были открыты и прозрачны. И, возможно, тогда в соцсетях будут обсуждать не поборы и отсутствие формы у школьников, а методы воспитания и обучения.

Популярные новости
Бизнес