07:37
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94

Мечта, девушка, самолет…

Всемирный день бортпроводника гражданской авиации приходится почти на самую макушку лета – 12 июля. Самое напряженное время: пик отпусков, очередные и внеочередные рейсы, переполненные аэропорты, жара… Как в условиях напряженной и небезопасной работы стюардессам удается оставаться красивыми, собранными, подтянутыми, не жалеют ли они о выборе профессии и легко ли работать в воздухе, ИА «24.kg» рассказала старший бортпроводник-инструктор авиакомпании «Эйр.kg» Нарима Курманбекова.

- О столь романтической, на первый взгляд, профессии девушки обычно мечтают с детства. А вы?

- Как таковой мечты об этой профессии не было. Но рядом был папа - майор Советской Армии, и я была влюблена в его форму, поэтому решила, что стану милиционером. Но он категорически запретил даже думать об этом. Тогда – юристом, решила я. Но и в эту сферу деятельности папа меня не пустил. Неожиданно в газете увидела статью о том, что Кыргызский авиационный колледж объявляет набор. Это судьба, решила я и поступила в 1998 году на бюджет на специальность агента перевозок (наземная служба аэропорта).

На второй год обучения мне предложили перейти на специальность бортпроводника. Отделение было только коммерческое, платить пришлось $850 в год. Это были огромные деньги, такие цены в то время были только в американском вузе в КР. Поэтому сначала я прошла медкомиссию, и уже потом мы с мамой признались папе. Он прочитал мне целую лекцию о том, что работа эта неблагодарная, что вокруг стюардесс слишком много лишних и не очень хороших разговоров… Но я ответила, что человек сам создает мнение о себе, и не пожалела о своем решении.

У меня были очень хорошие учителя. Одна из них - Турус Шаршеновна Умарова, начальник службы бортпроводников авиакомпании «Кыргызстан аба жолдору», человек с огромным опытом работы.

- А когда случился ваш первый самостоятельный полет?

- В 2001 году на Як-40, рейс Бишкек – Ош. Запомнился он очень сильным волнением. Всю информацию пассажирам приходилось говорить прямо в салоне, глядя в глаза, без микрофона. Помню, что очень боялась что-то забыть, помню дрожь в коленках. В тот день пришлось сделать три рейса, но меня очень поддержал командир экипажа Евгений Останин.

- Были курьезные случаи во время рейсов?

- И не раз. Иногда пассажиры в поисках туалета ломятся в кабину пилота, путают клозет с кухней…

- А опасные?

- Никогда не забуду, как в 2004 году на рейсе Сеул – Бишкек мы попали в грозу. Гремели раскаты грома, молнии сверкали так сильно и так близко, что освещали буквально весь салон. У одной женщины началась тихая паника. От испуга ее буквально вдавило в кресло, она так крепко схватилась за подлокотники, что, казалось, вот-вот пальцы вывернутся. Об ее состоянии нам сообщила соседка, сидевшая рядом. И вскоре ей самой стало так же плохо: началась цепная реакция. Тогда, я помню, у меня тоже возникло неприятное липкое чувство, с которым надо было справиться. Сказала себе: я должна, я же бортпроводник. И постепенно страх прошел. Возможно, помог юношеский максимализм. Недаром же это профессия молодых.

Но самое страшное происходит тогда, когда начинает паниковать бортпроводник. В моей практике встречала и таких. Нет ничего хуже этого.

- Назовите плюсы и минусы профессии.

- К минусам можно отнести ее опасность и отсутствие размеренности. А о плюсах можно сказать поподробнее. Благодаря общению с самыми разными людьми бортпроводник учится хорошо понимать человеческую натуру, невольно становится психологом, социум учит и развивает человека на протяжении всей жизни.

Когда я пришла в компанию «Кыргызстан аба жолдору», только бортпроводников там было 280 человек. И можно было попасть в бригаду, где никого не знаешь. Очень трудно тесно контактировать с незнакомыми людьми, тем более что не все принимали новенькую доброжелательно, кто-то смотрел с иронией, кто-то с интересом: мол, как справится… Было определенное напряжение.

- Сейчас ситуация изменилась?

- Сейчас в отечественных авиакомпаниях в среднем 30 бортпроводников. Это удобно и комфортно: ты знаешь потенциал сотрудников, их характер.

- А разве нет постоянных экипажей?

- Это практиковалось в советское время, сейчас все время идет ротация кадров.

- Наверное, к плюсам профессии можно отнести и возможность посмотреть мир, попутешествовать…

- Я попала в авиацию, когда сделать это было действительно можно. Была в нескольких городах Германии, в Индии, Пакистане, Арабских Эмиратах, Турции, России, Узбекистане… Сейчас география полетов значительно сократилась. Почему? Дело в том, что Кыргызстан из-за претензий к состоянию техники попал в «черный список», самолеты еще советского образца не проходили по параметрам допустимых шумов и выбросов топлива. Сейчас, когда в нашем парке появились «Боинги», авиакомпании пытаются выйти из этого списка, но поодиночке им страну не вытянуть.

- В Кыргызстане 6 авиакомпаний. Это много или мало?

- Важно не количество, а качество.

- 17 лет в авиации, 15 лет полетов, как изменилось за это время ваше личное пространство?

- Я вышла замуж, моему сыну уже 13 лет, к сожалению, с мужем мы в разводе. Он тоже был из авиации, прекрасно понимал особенности моей работы, но не сложилось…  Сейчас мы с ним в хороших отношениях.

- Хотели бы, чтобы сын связал свою судьбу с авиацией?

- Как мать, не хотела бы, так как вижу пример своей мамы, которая очень переживает, если мы с братишкой оба в полете. Вот он как раз воплотил мою мечту и стал вторым пилотом.

- В юности вы хотели носить форму, ваша мечта сбылась. О чем мечтаете сегодня?

- Стать просто счастливым человеком и иметь еще детей. Я получила высшее образование, окончила экономический факультет КНУ, но карьера – это для женщины далеко не все, хотя убеждена, что в любой профессии человек должен проявить себя. И быть на высоте.

- О чем бы вы хотели сказать, а я не спросила?

- Меня всегда беспокоило, что бортпроводников оценивают не по заслугам. Считают, что это очень простая профессия. Это далеко не так. Могу утверждать, что это очень трудоемкая работа с тяжелым графиком: зачастую мы рано встаем и поздно ложимся, но при этом надо всегда хорошо выглядеть, обеспечить на борту сервис, комфортный психологический климат, и самое главное – безопасность пассажиров, а не только раздать напитки и еду. Самолет – это транспорт, и это очень ответственно.

- Получается, что не все могут выдержать испытание и остаться в профессии?

- Конечно. В ней надо развивать себя и как личность. Сейчас молодежь читает книги о том, как стать богатым, успешным, но написаны они примитивным языком, не обогащают душу, не развивают ум. Невозможно стать культурным человеком и интересным собеседником, если нет запаса интеллекта, если ты не знаешь историю, географию, не читал классику, «Евгения Онегина», «Руслана и Людмилу» Пушкина, если не знаешь наизусть «Бородино» Лермонтова, другие стихи, других авторов…

В моей практике были девочки, которые отучились в колледже, погуляли по самолету 2-3 рейса и отказались работать. И родительские деньги пустили на ветер. К нам часто приходят по звонку, но если у тебя плохая речь, ограниченный кругозор, примитивное представление о жизни, никакие связи не помогут. 

Популярные новости
Бизнес