ЦИК Кыргызстана – структура важная и нужная. Некогда ее руководство было открытым и прозрачным. Нынче времена другие. В ведомстве предпочитают не отвечать на вопросы журналистов, например, о расходах. Сор из избы решил вынести член ЦИК Ишенбай Кадырбеков. Он рассказал о финансовых нарушениях последних двух лет. С документами в руках.
А мне летать охота! Бизнес-классом…
Ни для кого не секрет, что в стране чиновники всех рангов любят выезжать в заграничные командировки на казенные средства. И глава ЦИК Туйгунаалы Абдраимов, по данным Кадырбекова, в их числе.
Ишенбай Кадырбеков напоминает: согласно законодательству, зарубежные командировки возможны только в случае организации выборов президента КР и депутатов парламента за рубежом и в рамках права «вести международное сотрудничество», которое закрепляется решением ЦИК. «Однако председатель единолично, по своему усмотрению принимал решение о служебных командировках за рубеж. Так, в 2013 году на командировочные расходы за счет республиканского бюджета потрачено 3 миллиона 998 тысяч 820,16 сома, а в 2014-м - 4 миллиона 333 тысячи 240,6 сома. При этом не все командировки главы ЦИК имели отношение к исполнению служебных полномочий. В 2013 году он побывал в Москве, Монголии, Венгрии, Польше, Бельгии и дважды в Корее. Сумма расходов составила 1 миллион 289 тысяч 468,19 сома. А в 2014 году глава ЦИК посетил Алматы, Астану, Корею, Латвию, Израиль, Беларусь, Узбекистан, Алтай, Индию. Бюджету эти поездки обошлись в 1 миллион 209 тысяч 568,26 сома.
Кстати, по данным Ишенбая Кадырбекова, авиабилеты приобретались в большинстве случаев в бизнес-класс.
Немало полетали за границу и аппаратчики ведомства.
«Трудно понять и оправдать решения о командировках служащих на сумму 986 тысяч 256,66 сома в 2013 году и на 1 миллион 757 тысяч 890,97 сома в 2014-м. Непонятно, какими были цели поездки помощника председателя М.Нурмаматова в Алматы и Литву, завотделом материального снабжения М.Токтогулова в Беларусь, эксперта отдела материального снабжения в Латвию, эксперта отдела материального снабжения А.Ниязова в Казахстан, эксперта правового отдела Ш.Абдукадырова в Боснию, эксперта сектора по кадрам Максутбаева в Баку, спецпредставителя в городе Кара-Суу Р.Кадырова в Москву, Турумбекова (так и непонятно, кем он работает) в Алтай. Особо выделяется решение Абдраимова о командировке в Корею (четыре раза) некоего У.Анаркулова, не состоящего в штате аппарата ЦИК, которому оплачены командировочные расходы более чем на 553 тысячи сомов. Таким образом, только за два года на зарубежные командировочные расходы потрачено более 8 миллионов 332 тысяч сомов», - рассказывает Ишенбай Кадырбеков.
Некоторые чуток равнее
Членам ЦИК КР, привлекаемым к исполнению государственных обязанностей не на постоянной основе, Трудовой кодекс гарантируют сохранение на этот период места их работы и среднего заработка, выплату компенсаций. Зарплату из казны получает только глава Центризбиркома и его заместители.
«Однако последним все это время начислялись и ежемесячные компенсации. Основанием для этого стало противоречащее законодательству КР постановление правительства №437 от 25 июня 2012 года, которым эти должностные лица включены в перечень получающих компенсации. Чтобы данный факт не стал достоянием общественности, постановлению придали статус «для служебного пользования». В это же время председатель и его заместители ежемесячно получали зарплату, вознаграждения по итогам работы за год, за выслугу лет и другие материальные поощрения на основании трудового договора. Председателю, например, за 2014 год выплатили 1 миллион 55 тысяч 265 сомов. Таким образом, государству нанесен ущерб в размере более 800 тысяч сомов», - считает Ишенбай Кадырбеков.
Четыре миллиона амбиций
Законом определено, что члену ЦИК создаются условия для работы в комиссии, и на это время предоставляются помещения, транспорт и средства связи.
«Вместе с тем это не означает, что все члены ЦИК КР должны быть обеспечены служебным помещением с приемными, помощниками. Председатель ЦИК приобрел автомашину «Тойота Лэнд Крузер 200» более чем на 4 миллиона сомов, которой пользуется только он. Хотя координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике при правительстве для госорганов были ограничены объемы денежных средств на приобретение служебных авто. При этом по статье «Транспортные услуги» на обслуживание этой иномарки предусматривается 550 тысяч сомов ежегодно. Более того, согласно расчетам, к смете расходов на содержание аппарата ЦИК по статье «Транспортные услуги» для указанной автомашины предусмотрены лимит ГСМ (на 240 тысяч сомов), обслуживание (230 тысяч), приобретение пяти шин (80 тысяч сомов). Что за служебные полномочия должен был выполнять председатель, чтобы каждый день проезжать в среднем 100 километров, тогда как в выборах, которые имели место и куда выезжали члены ЦИК, он, как правило, не участвовал, а правительство, Жогорку Кенеш, президент республики, с которыми он мог общаться, находятся в радиусе пешеходной доступности? Если глава ЦИК не проезжал по 100 километров в день (что вполне реально), то каким образом списывался бензин? Почему указанный автомобиль должен был дважды в год проходить техобслуживание? Чем объяснить дорогостоящее обслуживание на сумму 230 тысяч сомов? - недоумевает Ишенбай Кадырбеков. - Туйгунаалы Абдраимов дорого обходится казне: если посчитать расходы государства на его зарплату, служебные командировки за границу, обслуживание служебной автомашины (без учета затрат на ее приобретение), накладные расходы и прочее, ежегодно на него тратилось 2,5-3 миллиона сомов, или 200–250 тысяч ежемесячно. При этом девять членов ЦИК при исполнении своих полномочий пользовались общественным или личным транспортом за счет собственных средств».
Член ЦИК также удивляется, как и кем используются транспортные средства, находящиеся на балансе ведомства и Центра избирательных технологий, кроме одного автомобиля, по очередности обслуживающего двух заместителей председателя, и одного (дежурного) - для обслуживания аппарата. «Между тем на обслуживание автомашин (кроме служебного транспорта председателя) по специальному счету ежегодно предусматривается 860 тысяч сомов, а по смете расходов «Выборы ЦИК КР» предусмотрено 70 тысяч сомов. Возникает вопрос: кем, как, для чего и почему тратились такие колоссальные средства? Кто и почему пользуется автомобилями Центра избирательных технологий «Тойота Лэнд Крузер 100» с госномерами 8933ВВ и 7932ВВ?» - вновь недоумевает Ишенбай Кадырбеков.
Акция «Бесплатные звонки от государства»?
Оплата услуг сотовой связи для членов ЦИК КР ограничена в пределах корпоративных номеров. Эта норма распространялась на неизвестных граждан, и оплата счетов их мобильных телефонов велась в неограниченном размере. К примеру, телефоны 0770 07-90-90 (роуминг), 0770 97-30-66 (роуминг), 0558 06-90-90, 0543 07-90-90, IPAD 0772 05-55-88, 0543 07-90-90 оплачиваются за счет ЦИК КР. С какой стати?
Три золотых за «корочку»
ЦИК КР не имеет права собирать деньги за оказание платной услуги. Кроме того, подобная функция не входит в полномочия председателя. Однако последний осуществил сбор средств от избранных депутатов в местные кенеши за изготовление нагрудных значков и удостоверений более чем на 4 миллиона сомов, хотя средства для их изготовления предусмотрены утвержденной ЦИК сметой расходов.
Оплата плагиата
В июне 2012 года Туйгунаалы Абдраимов заключает договор на 50 тысяч сомов с неким Т.Абдуллаевым на предмет доработки технического задания на разработку программного обеспечения Единой системы учета избирателей КР.
«При этом ЦИК уже был обеспечен такой программой, по ней были проведены выборы президента, и замечаний не было. Соответственно, техническое задание в доработке не нуждалось. А если и была в этом необходимость, то данную работу мог выполнить отдел программно-технического обеспечения и работы со списком избирателей. Возникает вопрос: для чего и почему была заключена эта сделка? Некий Абдуллаев, имея доступ к компьютерной системе и программному обеспечению, составил документ, в котором более чем на 80 процентов (слово в слово) был переписан текст действующего технического задания, утвержденного ЦИК КР. Ввиду того что представленный исполнителем материал не имел никакой ценности и потому не был использован на практике, можно считать, что государству нанесен ущерб в 50 тысяч сомов. Есть информация, что подобная сделка с Абдуллаевым была повторена, но она требует дополнительного изучения», - рассказал Ишенбай Кадырбеков.
Когда в товарищах согласья нет
«Действия главы ЦИК могут быть квалифицированы как нецелевое, незаконное использование бюджетных средств, превышение должностных полномочий. Поэтому предлагаю Туйгунаалы Абдраимову найти должные аргументы и попытаться доказать, что его действия соответствовали законам, либо добровольно прекратить свои полномочия, что было бы наилучшим выходом из положения. Озвученные мною факты - лишь верхушка айсберга. Будем откровенны: мы все знали или догадывались, что в ЦИК не все в порядке, но наблюдали, молчали, боялись нарушить идиллию дружеских отношений. Но ведь ЦИК не частная лавочка одного лица. Нельзя игнорировать законы, права других людей, интересы государства. Президент страны, избиратели ждут от властей проведения честных выборов», - резюмирует Ишенбай Кадырбеков.
Он уже направил главе государства, спикеру ЖК, Генеральной прокуратуре свое письмо с приложенными документами.