22:17
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Аэропорт «Ош». В мертвой петле скандала

Скандал вокруг руководителя Ошского филиала международного аэропорта «Манас» стал активно набирать обороты. Оппоненты Абдинаби Алиева – его бывшие и нынешние подчиненные. На днях они выступили с обращением на имя президента страны Алмазбека Атамбаева. В нем они озвучили весьма любопытные факты.

Сам глава филиала «Манаса» с прессой общаться не захотел и переадресовал все вопросы своему помощнику. Тот все обвинения в адрес своего начальника опроверг. Что происходит в аэропорту Оша? Или кому-то банально приглянулось кресло его директора?

Семейно-клановый глава

Именно так звучит основное обвинение в адрес Абдинаби Алиева. По словам начальника службы авиационной безопасности (САБ) Ошского филиала ОАО «Международный аэропорт «Манас» Даниля Токтогонова, который возглавляет так называемую группу сопротивленцев, у них «не просто присутствует трайбализм - он процветает».

По его словам, руководство аэропорта разделило трудовой коллектив на «чужих» и «своих». «С приходом на должность директора Абдинаби Алиева начались гонения в отношении отдельных сотрудников. За два года около 300 работников уволены, а на их места приняты приближенные Алиева и начальника внутреннего контроля Каныбека Жолдошева. Увольнения проводились с нарушениями. На место уволенных приняты другие, в том числе люди, состоящие на учете МВД как члены ОПГ. На работу в стратегический объект принят криминалитет», - сказал Даниль Токтогонов.

«На высвобождаемые места приходят назначенцы Алиева, которые устраиваются на работу за солидную мзду - суммы, как правило, достигают не менее $3-5 тысяч. В последующем такие назначенцы работают безропотно, способствуют Алиеву и его ближайшим помощникам, которые сами назначены из такой же среды, зарабатывать и добывать средства, которые падают в бездонный карман директора», - пишут в своем обращении на имя Алмазбека Атамбаева работники аэропорта. И добавляют: «Численность специалистов, имеющих высшее авиационное образование, и без того составлявшая к началу 2013 года всего 1 процент от общего количества сотрудников, к настоящему времени уменьшилась в два с половиной раза и составляет всего 0,4 процента».

Они отмечают, что большинство специалистов «выдавили», заставив написать заявления по собственному желанию. Они позже устроились на работу в другие смежные структуры, в том числе подразделения системы Агентства аэронавигации. «Очевидна востребованность таких специалистов. Только в родном аэропорту, откуда их «ушли», они оказались ненужными», - говорится в обращении.

Известно, что в 2014 году уволены инспекторы отдела безопасности полетов Кыдыр Исмаилов и Болуш Сайтиев. Остались без работы по надуманному, по словам Токтогонова, мотиву операторы производственно-диспетчерской службы Мениш кызы Асель и Миножат Раимжанова, а также диспетчер Хусанбай Мирзалходжаев. «Это произошло после того, как в Интернете появилась информация об инциденте в аэропорту с самолетом «Боинг-737» компании «Пегасус». Напомним, воздушное судно выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы и передним шасси увязло в грунте. Сотрудников уволили с формулировкой «за разглашение служебной тайны». Якобы это они допустили утечку информации, в результате которой о данном инциденте, наносящем урон имиджу аэропорта, стало известно общественности», - рассказал начальник САБ.

По его словам, каких-либо инструкций, положений, регламентирующих, какие виды информации являются (или не являются) служебной тайной, нет. «К тому же в век высоких технологий общественности могло стать известно о происшествии не только от сотрудников, но и от очевидцев и свидетелей. Шила в мешке не утаишь, как говорится, тем более сегодня, когда у каждого есть телефон с видеокамерой», - отмечает Токтогонов.

Он также сообщает, что часть сотрудников, несогласных с политикой руководителя, подвергаются гонениям и понижены в должности, а на освободившиеся кресла назначаются близкие и родственники Абдинаби Алиева. «На должность начальника МТС назначен бажа (свояк) Алиева Абдыкерим уулу Нурдин, стрелком в САБ без согласования назначен родной брат Алиева, а также окул бала (названый сын) - Иса Паязов, агентом в СОП – балдызка (свояченица) Миргуль Мурзакулова, в розыске багажа работает жена Жолдошева. Они не имеют квалификации и образования. На сегодня это около 80 сотрудников, которые приходятся директору родственниками или приближенными», - говорит Даниль Токтогонов.

В обращении коллектива к президенту также говорится, что Алиев поставил на поток кадровый вопрос и неплохо на этом нажился. «Только по этой «статье доходов» (заполнение вакансий) он заработал не менее $1-1,5 миллиона. И всегда такие назначения происходят по единоличному решению Алиева, без каких-либо процедур отбора и, тем более, без согласования с руководителями подразделений, в чье непосредственное подчинение приходят такие назначенцы», - говорится в письме.

Криминальное прошлое

Около 15 сотрудников, входящих в круг ставленников Алиева, официально состоят на учете МВД как причастные к организованным преступным группировкам. Это еще одно обвинение в адрес главы Ошского филиала «Манаса». «Вместе с родственниками они составляют «свиту» или личную «гвардию» Алиева, с чьей помощью он создал серые схемы управления и устраивает прессинг на неугодных», - пишут подчиненные Алиева.

Сообщается, что львиная доля доходов от обслуживания в VIP-зале аэропорта, а также упаковки багажа попадает не в кассу, а прямиком в карман директора. «Минимальные хронометрические расчеты покажут и докажут, что только по этой категории доходов мимо кассы аэропорта ежедневно «уводится» не менее 150-200 тысяч сомов», - говорится в обращении.

Мордобои, разбои и грабежи…

Сотрудники не отрицают, что на территории аэропорта систематически происходят различного рода происшествия. Подтверждают это и очевидцы. Вспомнить хотя бы громкое ограбление, когда у бизнесменов, направлявшихся в Урумчи (КНР), вооруженные люди в масках и форме спецназа отобрали $5,5 миллиона.

Оппоненты утверждают, что директор может быть причастен к этому разбойному нападению. «Накануне ограбления из приемной директора Абдинаби Алиева был отправлен факс. Милиция выявила, что звонок сделан на номер одного из обвиняемых в разбойном нападении. Сейчас в приемной этого факса нет. Говорят, что директор получил 10 процентов от суммы», - рассказывает Даниль Токтогонов.

По словам сотрудников, в «секретный» отдел аэропорта назначен приближенный директора Жоомарт Жаанбаев. «Он тоже был привлечен к ответственности по этому делу, но уголовное преследование в отношении него прекращено. Хотя милиция доказала, что он перевозил грабителей на своей машине из Оша в Бишкек. Сейчас этот сотрудник уволен по собственному желанию, но к ответственности не привлечен», - рассказал Даниль Токтогонов.

Он уточнил, что ограбление произошло не в VIP-зале, а в старом здании КПП. «Это зона свободного доступа, не охраняемая службой авиационной безопасности. Однако камера видеонаблюдения зафиксировала произошедшее. За пультом сидит оператор, который призван отслеживать все происшествия на территории аэропорта и сообщать в линейную милицию. Но оператор не дал сигнал в милицию», - добавил Даниль Тологонов.

«Когда милиция приехала, они не могли попасть в кабину оператора, чтобы зафиксировать номер машины грабителей. Сотрудник службы заявил, что без разрешения директора не пустит», - отметил он.

«Вступив в тайный сговор с криминалитетом, Алиев «заработал» на ограблении десятую часть «добычи» - до $1,5 миллиона», - пишут в обращении к президенту работники аэропорта.

Были и другие инциденты. Это драка. «Инспектор АВК Эрлан Эгемалы уулу устроил драку на территории аэропорта с пассажиром - гражданином России, этническим узбеком. Конфликт чуть не перерос в массовую драку на межнациональной почве. В милиции возбудили уголовное дело по статье 234 «Хулиганство» УК КР. Стоит ли говорить, что этот инцидент повлиял на имидж международного аэропорта Оша, и Эрлан Эгемалы уулу принят на работу лично директором, без согласования с начальником службы авиабезопасности», - говорится в обращении.

…и ДТП

По данным ДПС, 18 марта в Оше совершено ДТП. Служебный джип директора аэропорта столкнулся с грузовой машиной «Хендай Портер» (госномер О2290AD). Однако факт не запротоколирован, будто аварии вовсе не было. «Но из кассы аэропорта на ремонт служебной машины директора выделено сначала 27 тысяч сомов, затем, под видом подготовки к весенне-летнему периоду, на запчасти и ремонт, еще 80 тысяч сомов», - говорят сотрудники. И представляют соответствующие документы. Заявка на получение денег оформлена отделом материально-технического снабжения за подписью сотрудника Э.Осмонбаева. «Впоследствии Осмонбаев, к слову, пользовавшийся уважением в коллективе как порядочный и добродушный сотрудник, скончался. Не исключено, что человек, который под давлением директора оформил крупную сумму (80 тысяч сомов) себе в подотчет, просто не выдержал переживаний, поскольку был вынужден уступить незаконным требованиям вышестоящего», - считают сотрудники аэропорта.

Еще больше, рассказывают оппоненты Алиева, тратится из бюджета на содержание машин приближенных директора. «Хонда CRV», госномер которой меняется (то 1221, то 2112 ZA), изначально предназначалась для использования в служебных целях для САБ. Но отдана помощнику директора Искендеру Майлиеву. Джип «Тойота Прадо» (госномер 6000 ZA) числился за замдиректора Бекташевым, однако отдан начальнику ОВК Каныбеку Жолдошеву – приближенному Алиева. Расходы на топливо превышают все допустимые пределы, так как в путевых листах часто указывается, что эти сотрудники ездили в командировку в Исфану, тогда как туда практически не выезжали», - отмечают работники аэропорта.

Это еще не все претензии бывших и действующих сотрудников Ошского филиала ОАО «Международный аэропорт «Манас» к руководству, требующих его отставки. Об остальных «грехах» директора Абдинаби Алиева и его ответной реакции ИА «24.kg» сообщит в ближайшее время.

Продолжение следует.

Популярные новости
Бизнес