05:36
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96

Муратбек Бегалиев - об ответственности перед корифеями прошлого и творческом полете молодых музыкантов

Недавно открылась Международная ассоциация кыргызских композиторов, исполнителей и музыковедов, которую официально признало своим партнером Международное общество музыкального образования (ISME). Инициатором создания и председателем ассоциации стал ректор Кыргызской национальной консерватории имени К.Молдобасанова, народный артист КР, композитор Муратбек Бегалиев. Он рассказал ИА «24.kg» о том, что думает о музыкальном образовании, его особой роли в Год истории и культуры в КР. Маэстро убежден: оно является эффективным средством для распространения идей гуманизма, толерантности, общекультурных ценностей.

- Кадровую основу ассоциации составляют выпускники нашей консерватории из многих стран мира, которые спустя годы после окончания нашего вуза не забывают о том, кто задал им однажды высоту творческого полета. Многие из них, став лауреатами международных конкурсов, участниками престижных форумов, занимаются не только сольной карьерой, но и ведут активную преподавательскую деятельность, посвящают свое свободное время благотворительным мероприятиям для слушателей старшего возраста, занятиям с детьми, подростками, инвалидами. 

- Летом вы участвовали в 32-й Всемирной конференции ISME в Глазго (Шотландия), а также совершили концертное турне по культурным столицам Великобритании с Молодежным камерным оркестром ТЮРКСОЙ. Расскажите об этих событиях.

- На конференции Международного общества музыкального образования мне выпала честь представлять нашу консерваторию и Международную ассоциацию кыргызских композиторов, исполнителей и музыковедов. Также в эти дни в Великобритании выступил Камерный оркестр ТЮРКСОЙ, в состав которого вошли молодые музыканты из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, России и Турции. Музыка композиторов тюркских стран, в том числе и мои произведения, были исполнены оркестром в Глазго, Лондоне, Эдинбурге и Оксфорде. Таким образом, профессиональные музыканты нашей страны впервые стали участниками Всемирной конференции по музыкальному образованию и положили начало новому направлению сотрудничества.

На конференции ISME я выступил с докладом о музыкальном образовании в нашей республике, рассказал о новой ассоциации. В Лондоне состоялась встреча на Кыргызской службе Би-би-си (BBC). Накануне в турецком городе Болу мы с моими учениками – молодыми композиторами Нурланом Исаковым и Баласагыном Мусаевым (он завершил обучение в Московской консерватории) участвовали в открытии Дома творчества ТЮРКСОЙ.

- Как британцы восприняли Молодежный камерный оркестр ТЮРКСОЙ? Есть разница между нашей и их публикой?

- Британцы, как известно, публика сдержанная в эмоциональном плане, но необычайно внимательная к деталям стиля как классических, так и новых произведений современных авторов. Все залы, в которых выступал оркестр, были полны, присутствовало много музыкальных критиков, чье мнение в обществе очень важно, и, разумеется, прессы. В программе заключительного концерта более двух тысяч зрителей очень тепло встречали музыку Вивальди, Респиги, Кара Караева, Шнитке… Не скрою, мне было приятно, что впервые здесь прозвучала и музыка кыргызского композитора.

Интересно, что публика Туманного Альбиона с одинаковым удовольствием слушает как академическую, так и джаз, поп-музыку. Особенно молодые зрители: они за один вечер могут прослушать концерт серьезной классической музыки, а затем глубоко за полночь посетить программу своего кумира, например, рок-певца. 

- Знаю, что из командировок вы часто привозите музыкальные инструменты. Что взяли из Шотландии и сколько уже инструментов в вашей коллекции?

- Сразу скажу, что все музыкальные инструменты, приобретенные за рубежом или подаренные партнерами, гостями, нашли свое место в музее консерватории, который с каждым годом пополняется. Здесь и кыргызские раритеты – комузы, кыл кыяки, которые в свое время принадлежали великим корифеям - Токтогулу, Атаю, Муратаалы. А также французский спинет, азербайджанский балабан, китайский гучжэн, вьетнамские гонги, старинная немецкая скрипка-фидель, аргентинский бандонеон… Всего несколько десятков экспонатов, причем все они действующие, на них можно исполнять музыкальные пьесы. В Кыргызстане это пока единственный музей музыкальных инструментов. 

 - Объявленный в 2016-м Год истории и культуры в Кыргызстане близится к завершению. Каково, на взгляд композитора, ректора и общественного деятеля, его значение?

- Великие исторические события и выдающиеся личности, память о которых наш народ бережет как самое дорогое богатство, сыграли огромную роль в становлении государственности и занимают особое место в духовном наследии. 2016 год еще в разгаре, но уже ясно, что его резонанс продлится много лет. Это мощный толчок к новому витку развития искусства, образования, науки. Размах и число мероприятий, высочайший уровень их проведения вызывают у меня чувство гордости: сколько известных музыкантов блеснули своим мастерством, сколько творческой молодежи проявило свой профессионализм, сколько прозвучало новых талантливых имен! В том числе и из нашего вуза.

История и культура учат народы не забывать о своих корнях и ставить цели на будущее. Мы в Кыргызстане еще глубже и полнее это поняли в связи с проведением Года истории и культуры и Всемирных игр кочевников. Такие события кроме сближения народов и культур имеют, как справедливо сказал президент Алмазбек Атамбаев, еще и образовательно-воспитательное значение для нашей молодежи. Она видит в этом не только уважение к родным корням и традициям, но и значимость вклада нашей страны, нашего народа в мировую духовную сокровищницу. Мы, современники космических челноков, по выражению Чингиза Айтматова, безусловно, ценим, храним и развиваем подвижничество великих мыслителей и поэтов, музыкантов и художников, осветивших «Шелковый путь» истории светом своих идей, полных гуманизма.

- Какое участие в проведении этого года принимают студенты и преподаватели консерватории?

- Самое непосредственное, ведь это почетная обязанность и высокая миссия. Организовано уже несколько мероприятий на сцене Большого концертного зала КНК, посвященных Году истории и культуры. Кроме того, наши таланты – музыканты-исполнители, композиторы, хореографы, режиссеры - с большой ответственностью несут творческую «вахту» в течение всего этого года на главных сценических площадках страны, включая Национальную филармонию, столичную площадь Ала-Тоо, масштабную сцену Всемирных игр кочевников и насыщенную культурную программу в иссык-кульском ущелье Кырчын. Например, в сенсационном выступлении тысячи комузистов, претендующем на внесение в Книгу рекордов Гиннесса, были заняты сотни наших питомцев.

- «Благодатное знание» - так назвал свой труд один из титанов Восточного Ренессанса Жусуп Баласагын, тысячелетие которого в этом году отмечает весь тюркский мир. Именно знание Баласагын считал генератором жизни, а мастерство передачи опыта от учителя к ученику, от отца к сыну – наивысшим искусством. Насколько, по-вашему, актуальны идеи великого мыслителя сегодня?

- Трудно переоценить значение образования в наши дни. Никакие превратности истории не должны поколебать высокий статус профессионализма. Нас поддерживает в этом ответственность перед корифеями прошлого и перед будущими поколениями. В связи с этим под эгидой ТЮРКСОЙ создан Совет деятелей музыкального образования стран тюркского мира. Сейчас наша задача состоит в сохранении и приумножении как традиций национальных музыкальных школ, так и мировых достижений в системе музыкального образования.

- Благодарю за беседу.

 

Бизнес