10:00
USD 89.02
EUR 94.77
RUB 0.95

О непростом пути становления современной банковской системы Кыргызстана (часть 1)

В последнее время мы все чаще становимся свидетелями того, как граждане, которые получили кредиты в иностранной валюте, оказались в тяжелом положении: слишком уж скакнул вверх «американец» в 2015 году. Национальный банк (НБ КР) выходил на рынок с интервенциями, но результатом оказалось увеличение за год обменного курса доллара с 58 до 75 сомов. Возникали различные вопросы о надежности банковской системы и запасе финансовой прочности национальной валюты. НБ КР даже признавался, что в конце прошедшего года один сотрудник отдела казначейства небольшого финансового учреждения смог обрушить сом. Главный банк страны и правительство начали проводить политику снижения уровня востребованности «американца» в экономике. 

ИА «24.kg» представляет краткий обзор формирования банковской системы в стране. О наиболее важных его этапах рассказала старший преподаватель Кыргызского экономического университета (КЭУ) Айымкан Мансурова.

Этап первый. Рождение сома

Обретение Кыргызстаном суверенитета характеризовалось переходом от планового ведения хозяйства к рыночным отношениям и сопровождалось высокими темпами инфляции и дисбалансом, связанным с перестройкой экономики нового независимого государства. Поскольку банковская система находится в тесной взаимосвязи с общеэкономической ситуацией в республике, происходившие политические и экономические события неизбежно отражались на ее состоянии. Данный этап охватывал период времени с 1991 по 1995 год.

В 1991-1992 годы активно происходили процессы открытия новых финансовых институтов и преобразования действовавших госбанков в акционерно-коммерческие. Первым коммерческим банком с иностранным капиталом стал АКБ «КыргызКРАМДСБанк».

В 1992 году принимаются законы «О Нацбанке КР» и «О банках и банковской деятельности в КР», в соответствии с которыми НБ КР является центральным звеном системы и осуществляет надзор за деятельностью всех финансово-кредитных учреждений (ФКУ) страны.

Для проведения экономической реформы и осуществления самостоятельной политики принято постановление «О введении национальной валюты». А 10 мая 1993 года произведен обмен российских рублей на национальную валюту по курсу 1 сом к 200 рублям. Деньги можно было обменять в банках и в кассах на предприятиях. 14 мая 1993 года с 18.00 сом стал единственным законным платежным средством на территории Кыргызстана.

Этап второй. Перезагрузка

В эти годы (1996-1997) началась реализация Программы реструктуризации финансовой системы КР(FINSAC), которая осуществлялась при поддержке Всемирного банка, предоставившего техническую помощь и кредитные ресурсы. В рамках программы проведена реформа, направленная на оздоровление и восстановление эффективной системы мобилизации и размещения денежных ресурсов. Ликвидированы два крупных и неплатежеспособных государственных учреждения - Агропромбанк и Элбанк, а также и несколько других ФКУ, созданных в начале 90-х, поскольку сдерживали ее развитие. Появилась система законодательных и нормативных правовых актов (НПА), которые составили регулятивную основу банковской деятельности и надзора.

В 1996 году большинство коммерческих банков перешло на международный план ведения бухгалтерских счетов. Этот процесс стал успешным благодаря тому, что его предварительно опробовали. В этом вопросе Кыргызстан являлся лидером среди других республик бывшего Советского Союза.

Этап третий. Сопротивление дефолту

Работа финансовых институтов происходила под влиянием макроэкономической дестабилизации 1998 года. Российский кризис спровоцировал девальвацию валют стран – торговых партнеров и обострил проблемы, накопленные внутри банковской системы. Проблемы в свою очередь появились в результате неэффективной кредитной политики отдельных ФКУ, перекосов в процентных ставках, неадекватного и несвоевременного проведения мониторинга кредитов. Дефолт обернулся тем, что лицензии некоторых банков были отозваны.

Процессу преобразований неизбежно сопутствовали определенные издержки: среди высшего руководства были лица, не обладающие достаточным опытом практической работы с банковскими операциями. Этот период приходится на 1998- 2001 годы.

Проблемы не возникали в одночасье, они накапливались в течение длительного периода. Но не до конца эффективный надзор и несвоевременные действия регулятора привели к тому, что с 1997 по 2001 год прекратили свою деятельность 13 банков, в том числе довольно крупных.

Все убедились в том, насколько банковская система зависима не только от экономической ситуации в стране, но и от воздействия внешних глобальных факторов. В условиях роста рисков и нестабильности, а также снижения финансовой устойчивости усилилась роль НБ КР, осуществляющего надзор, направленный на сохранение стабильности сектора. В целях предупреждения системного кризиса и оздоровления главный банк страны совместно с правительством осуществлял мероприятия по оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных банков.

Активизирована работа по совершенствованию нормативной правовой базы надзора по вопросам, касающимся открытия коммерческих банков, применения предупредительных мер по оздоровлению финансового состояния, оценки соответствия должностных лиц минимальным квалификационным требованиям, соблюдения обязательных резервных требований и создания адекватного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков (РППУ). В результате мероприятий, принятых НБ КР и ФКУ, системный риск был локализован и впоследствии успешно нейтрализован.

Бизнес