05:31
+5
USD 68.86
EUR 74.36
RUB 1.20
Экономика

Кыргызстан. Национальная стратегия устойчивого НЕразвития

Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызстана на 2013–2017 годы по итогам четырех лет, можно сказать, провалилась. Большую часть задуманного не реализовали или претворили в жизнь частично, а ведь изначально в документе ставились очень даже амбициозные планы: войти в первую «двадцатку», «десятку», «тридцатку»… Однако цифры по итогам четырех лет не радуют.

Хотели как лучше…

В стратегии было подробно расписано, как уже в ближайшие годы Кыргызстан войдет в список передовых стран по борьбе с коррупцией, развитию экономики, свободе для бизнеса и инвестиций и другим показателям.

Уже в 2017 году Кыргызстан должен был войти в тридцатку стран с наилучшими показателями по международному рейтингу «Ведения бизнеса». В рейтинге Doing Business наша страна занимает 75-е место.

Планировали также войти в ТОП-40 мирового экономического рейтинга, но в 2016 году заняли только 96-е место.

В рейтинге вовлеченности в мировую торговлю остановились на 109-й позиции, хотя ставилась амбициозная задача войти в ТОП-60.

Еще в 2017 году мы должны были оказаться в числе 50 стран по индексу восприятия коррупции. Но оказались во второй сотне. (136-е место).

Что касается Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации, то до конца 2017 года оно должно было воплотить в жизнь 23 проекта в животноводстве, мелиорации и производстве минеральных удобрений.

Из них полностью реализованы — 9, частично — 5, не реализованы — 9.

Что пошло в плюс

Что же все-таки сделано? Например, реализован проект освоения Бургандинского массива в Баткенской области, где на площади в 2 тысячи 300 гектаров земли проведено орошение, а 1 тысяча 200 гектаров будут застраиваться жилыми домами.

Частично осуществлен вопрос строительства завода по выпуску минеральных удобрений. В 2014 году Минсельхоз планировал построить завод мощностью 300 тысяч тонн, из которых 150 тысяч тонн составит селитра, остальные мочевина.

В итоге построено предприятие по выпуску органоминеральных удобрений вне кормовой подкормки объемом 100 тысяч литров в год.

Такие удобрения не вредят земле, но, увы, аграрии продолжают использовать химические компоненты, импортируемые из ближнего зарубежья, тратя на это ежегодно до $70 миллионов. Да и вред земле все равно наносится.

Провальными оказалось большинство «водных проектов», таких как строительство бассейнов суточных регулирований, водохранилищ, оросительных каналов.

Из-за проблем с орошением только в Джалал-Абадской области в 2016 году остались не использованными 16 тысяч 870 гектаров земель сельскохозяйственного назначения.

Например, канал Беш-Батман в Аксыйском районе завершен, но из-за строительных недочетов еще не сдан в эксплуатацию.

Фото: Канал Беш-Батман

Как пояснили в Минсельхозе, основные причины нереализованных проектов — отсутствие финансирования, долгий процесс выделения даже имеющихся денег, утомительные процедуры согласования, принятия решений.

Наши дороги

Вместе с тем стоит отметить плодотворную работу Министерства транспорта и дорог. Правда, успех этот относительный, потому как некоторые проекты сопровождаются скандалами.

К примеру, транспортники полностью закупили необходимую автодорожную технику (43 автогрейдера, 20 автопогрузчиков, 7 бульдозеров, 3 асфальтобетонных завода).

С запозданием, но реабилитируется дорога Тараз — Талас — Суусамыр. За 4 года проект реализован на 26 процентов.

Реабилитацию дороги Бишкек — Нарын — Торугарт планировали завершить в 2016 году. Ее поделили на три участка, работы финансируют различные ведомства и строят разные подрядчики.

Так, участок дороги с 272 по 365-й километр реабилитирован на 75 процентов, остальные участки завершены.

В целом, все крупные дорожные проекты на стадии реабилитации или завершены.

Что касается модернизации региональных аэропортов «Исфана», «Баткен», «Джалал-Абад», «Кербен», «Каракол», то все усовершенствование закончилось ямочным ремонтом аэродромов в Джалал-Абаде и Исфане. Улучшение данных объектов планировалось за счет собственных средств, которых, как оказалось, недостаточно.

Буксует и «стройка века» — железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Но это проект международный, и один Кыргызстан реализовать его не в состоянии.

Не решается такой локальный железнодорожный проект, как Балыкчы — Кочкор — Кара-Кече. Оно все еще на стадии переговоров, разработок, согласований…

Раз, два, закончили

В сфере энергетики удалось реализовать стратегический проект — построить линию электропередачи Датка — Кемин, которая, по словам специалистов, обеспечила энергетическую независимость страны. Полным ходом идет модернизация Бишкекской ТЭЦ.

Фото: ИА «24.kg». Модернизация ТЭЦ Бишкека

На этом, собственно, и все. Больше серьезных проектов реализовать не смогли.

Не успев начаться, остановлено строительство Верхненарынского каскада ГЭС. Пуск 2-го агрегата Камбар-Атинской ГЭС-2 планировали на 2016 год, но пришлось передвинуть до 2019-го. О строительстве Камбар-Аты-1 нет и речи, не слышно и о теплоцентрали на месторождении Кара-Кече.

Фото: ИА «24.kg». Место, где должна была строиться плотина одной из Верхненарынских ГЭС

На днях полномочный представитель правительства в Баткенской области сообщил, что разработана программа развития области на 2017–2021 годы, в которой указано, что только на водные проекты потребуется 28 миллиардов сомов.

Отличная новость, но, учитывая то, как за четыре года реализовывали Национальную стратегию устойчивого развития республики, похоже, что и эта программа, если и не обречена на провал, то будет выполнена лишь частично.

Популярные новости
Бизнес