2016 год стал рекордсменом на скандалы с дорожными проектами. Все шишки летят на министра транспорта и дорог. На самом деле главную роль играет отнюдь не он, а Группа реализации инвестиционных проектов во главе с Кубанычбеком Мамаевым.
ГРИП атакует
Практически все крупные дорожные проекты в Кыргызстане реализуются за счет внешних грантов и займов. Освоением инвестиций «рулит» так называемая Группа реализации инвестпроектов (ГРИП) при Минтрансе. На практике структура практически всевластна и не особо отчитывается кому-либо.
ГРИП не является юридическим лицом, а финансируется в соответствии с международными договорами. Помните скандал вокруг дороги Балыкчи — Корумду? А историю с тендером на реконструкцию дороги Бишкек — Кара-Балта? В первом случае теплого кресла лишились министр транспорта и премьер. Во втором без кресла остался, опять же, глава Минтранса. А про ГРИП все почему-то забыли. Или предпочитают не вспоминать.
Между тем именно Группа реализации инвестпроектов готовит и реализует все дорожные проекты. Она же должна проводить тендеры и следить за исполнением проектов, координирует связи заемщика — Кыргызстана — с донорами. Нахватавшись полномочий, ГРИП в итоге не справляется даже с половиной из них.
Как, еще и работать нужно?
Последний аудит инвестиционных проектов наглядно демонстрирует, как «работает» структура. Приведем несколько примеров.
В 2014 году Всемирный банк финансировал проект реабилитации дороги Ош — Баткен — Исфана (участок с 10-го по 28 километр, Ноокатский перевал).
- Во время пиковой нагрузки по прокладке дорожного покрытия асфальтоукладчик перекинули на другой проект.
Проект в срок не закончили. За срыв сроков подрядчику начислили штраф в 7 миллионов 353,9 тысячи сомов. Донора ввели в заблуждение. Международный инженер-консультант не мог вести технический надзор за оставшимися работами. А ГРИП принял финальный сертификат за 2014 год, куда почему-то включили незавершенные работы.
Еще один пример нерасторопности ГРИП — строительство альтернативной дороги Север — Юг. Подрядчиком по первой фазе проекта выбрана китайская компания China Road and Bridge Corporation, инженером-консультантом — «Кыргыздортранспроект». Первые работы начались в 2014 году. Проект готовил институт «Кыргыздортранспроект» по спутниковым данным и предварительным расчетам.
- На практике установлены существенные отклонения, которые влекут дополнительные расходы в $35 миллионов.
China Road and Bridge Corporation представила в декабре 2015 года новый проект с учетом детальных изысканий и топографических съемок. По контракту заказчик должен принять или отклонить изменения в течение 28 дней. За 9 месяцев 2016 года Минтранс решение так и не принял.
Чем это грозит? Срывом сроков строительства дороги и санкциями со стороны подрядчика за просрочку платежей за выполненные дополнительные работы. Руководитель ГРИП Кубанычбек Мамаев ставит реализацию одной из лучших инициатив президента под угрозу.
С легкой руки ГРИП буксует и реализация четвертой фазы реконструкции участка дороги Бишкек — Ош. Евразийский банк развития финансирует строительство 67 километров дороги от поселка Маданият до города Джалал-Абада. По контракту проект нужно завершить 31 декабря. При этом ГРИП выбирает подрядчика и консультанта по проекту.
- На август 2016-го подрядчика и консультанта нет. Теперь придется вести переговоры с ЕАБР, чтобы продлить сроки проекта. А если банк не согласится, то проект закончится, так и не начавшись.
Впору спросить у руководства организации: а вы точно на своем месте? Может, стоит освободить кресло тому, кто готов работать на благо государства?
Свой след оставил автомобиль
Общественность всколыхнула информация о том, что теперь уже экс-министр транспорта и дорог Замирбек Айдаров ездил не на служебном автомобиле. Он предпочитал машину компании China Road and Bridge Corporation, которая реализует большинство дорожных проектов ведомства. Однако не только господин Айдаров грешит любовью к чужому транспорту.
В 2012 году Минтранс заключил контракт с компанией Tera International Group Ltd. на предоставление консультационных услуг по проекту ЦАРЭС «Транспортный коридор-1» (автодорога Бишкек — Торугарт). Услуги консультанта стоили $2 миллиона 722,8 тысячи. По договору Минтранс обязуется за свой счет или счет подрядчика предоставить консультанту оснащенную лабораторию на объекте, офис, жилье и транспорт.
- В итоге подрядчик — ChinaRoadandBridgeCorporation — купил консультанту 15 автомобилей на $654 тысячи. К транспорту прилагались обеспечение топливом и услуги водителя. Всего на контракт потратили 1 миллион 179,6 тысячи сомов.
При этом ГРИП не внес в контракт с консультантом изменения для сокращения фиксированных расходов на транспорт. Консультант дважды увеличивал транспортные расходы и в итоге представил к оплате $33,3 тысячи. ГРИП закрыла глаза на неэффективное использование кредитных средств.
- Более того, Минтранс нарушил технические спецификации строительного контракта с генеральным подрядчиком. Ведомство изъяло машины в свое пользование до завершения работ, а не после, как это прописано в документации.
С действующего проекта реабилитации автодороги Бишкек — Нарын — Торугарт изъяли две машины Toyota Prado. Подрядчик покупал их для инженеров-консультантов. Проблемы это принесло нешуточные. Мало того что консультантов ограничили в возможностях контроля, так еще и Минтранс обвинили в нецелевом использовании средств.
Следовать букве закона ГРИП не может даже в тех случаях, когда все предельно просто. Например, после завершения проекта реабилитации дороги Ош — Баткен — Исфана ведомству передали автомобиль «Шевроле Нива». Водитель ГРИП ездил на машине пять месяцев и получал за это зарплату. Однако все это время ни сама машина, ни водитель в ГРИП не числились.
Кого хочу, того и нанимаю
Не соблюдают в ГРИП и требования закона о госзакупках. В проектах, финансируемых Экспортно-импортным банком Китая, средства на содержание сотрудников ГРИП не предусмотрены. Но это ведь не повод отказаться от лакомого кусочка. По согласованию с Министерством финансов ГРИП решил направить на администрирование проектов часть непредвиденных расходов строительного контракта.
В 2015 году в ГРИП работали сотрудники, которых наняли с грубыми нарушениями. Фактически людей брали просто так, без обязательных в таких случаях конкурсного отбора и одобрения Минтрансом.
- Аудит настоятельно рекомендовал ГРИПу приостановить контракты этих сотрудников. Однако Счетная палата Кубанычбеку Мамаеву не указ. Незаконно нанятые сотрудники продолжают работать и получать зарплату.
А лоббирование Минтрансом интересов определенных компаний и вовсе переходит все возможные рамки. В июле 2015-го тендерная комиссия проводит конкурс на определение подрядчика для реабилитации дороги Ош — Баткен — Исфана. Тендерная комиссия заседала трижды, прежде чем принять окончательное решение.
Пока шли разборки, время для начала строительных работ было упущено. Тендер состоялся лишь в ноябре 2015 года. Четыре месяца на операционные расходы того же ГРИП впустую тратились деньги — аж $23,7 тысячи. Кто должен отвечать за такую безалаберность?
- Где все это время был ГРИП в лице его руководителя Кубанычбека Мамаева? Отмалчивался и отсиживался в теплых кабинетах. Хорошая позиция! Ни в одном заседании конкурсной комиссии руководитель ГРИП не участвовал. Как и не консультировал Минтранс по процедурам закупок.
Можно еще долго перечислять нарушения в дорожных проектах. Объединяет их одно: все они приходятся на то время, когда ГРИПом руководил Кубанычбек Мамаев.
ГРИП создана с благой целью — помочь госорганам КР и международным донорам найти общий язык. Выиграть в итоге должны были все. Но в итоге проиграли. Проблема в донорах или неумении и нежелании руководителя ГРИП Кубанычбека Мамаева работать на совесть?